Большинство заболеваний, обрывающих карьеру профессиональных музыкантов, связаны либо с локальной ортопедической патологией, либо с различными формами фобического синдрома. Еще одним симптомом, заставляющим раньше времени прервать карьеру скрипачей, является эссенциальное дрожание.
Однако дистонии чаще всего наблюдаются у концертирующих пианистов, а развившись, они фактически становятся неизлечимыми из-за той виртуозности, которая отличает высокое исполнительское мастерство при игре на этом инструменте. Paget однажды подсчитал, что во время исполнения пьесы — престо Мендельсона — пианистка за 4 мин 3 с сыграла 5595 нот, нажимая каждую клавишу двумя движениями пальца и совершая в среднем за весь музыкальный отрывок 72 движения в 1 с. Hochberg и соавт. (1983) проинтервьюировали 100 профессиональных музыкантов, у которых были нарушены движения кисти и пальцев.
Все они являлись профессиональными исполнителями, занимались музыкой ежедневно по нескольку часов, причем три четверти из них были пианисты, а остальные — скрипачи, гитаристы, виолончелисты и арфистки.
У большинства пианистов трудности при выполнении движений кистью и пальцами возникали в середине их профессиональной карьеры в возрасте около 31 года, когда они начинали испытывать боли, скованность или слабость чаще всего в безымянных пальцах и мизинцах.
Наряду с этим они отмечали, что движения кисти и пальцев выходят изпод контроля, утрачивают легкость, скорость их уменьшается, а руки быстро устают. На самом деле оказалось, что более чем у 1/2 причиной подобных нарушений был тендовагинит разгибателей пальцев, у 15% — туннельные невропатии и только у 1/2 из них эти изменения были расценены как идиопатическая утрата моторного контроля. Из 49 обследованных больных у 50% отмечались слабость и атрофии мышц, у 40%—патологические позные установки, почти у 20%—контрактуры сухожилий и у 8%—нарушения чувствительности.
«Тики», А.Дж.Лис