Site icon Medkurs.ru

Спастическая кривошея (Meares)

Meares (1976, 1973) полагает, что по показателям уровня тревоги и невротизма больные могут быть разделены на две группы. У восьми из наблюдавшихся им пациентов, имевших спонтанные ремиссии, были отмечены значительные нарушения брачных и сексуальных отношений и высокий уровень тревоги. Средний возраст этой группы больных был меньше, болезнь часто начиналась с болей в области шеи или внезапных резких поворотов головы.

Herz и Glaser (1949) также обратили внимание на то, что у многих больных имелись трудности в супружеских отношениях, но относили их к последствиям заболевания.

Они отметили, что примерно в половине случаев больные отличались эмоциональной лабильностью, раздражительностью, склонностью к переменам настроения, ранимостью, высказывали неудовлетворенность жизнью, имели определенные трудности в профессиональной сфере. Одна из таких пациенток часто намекала своему неверному мужу, что именно с ним связана ее «боль в шее», и, наконец, после многочисленных измен с его стороны она убила его, когда он спал. Однако это не привело к стабильному улучшению ее состояния. Часто при спастической кривошее возникает депрессия, и 14 из 72 пациентов, обследованных Tibbets (1971), нуждались в специализированном психиатрическом лечении.

Врачи, придерживающиеся психоаналитической ориентации, утверждают, что напряжение мышц шеи может рассматриваться как символическое отражение эрегированного фаллоса и возникает как следствие эдипова или кастрационного комплексов [Abse, 1966].

Cleveland (1959) обнаружил, что пациенты со спастической кривошеей придают особое значение глазам и зрительной функции, и это подтверждает идею, что спастическая кривошея является символическим выражением неприятия действительности, когда больной как бы отворачивается от мира [Whiles, 1940].

Другие исследователи, работавшие в этом направлении, указывают, что движение шеи при спастической кривошее — не просто поворот, и единственное произвольное движение, которое оно напоминает — это поиски новорожденным материнской груди. Эти необычные наблюдения в настоящее время не пользуются большим доверием, равно как и взгляд на спастическую кривошею, как на одну из форм конверсионной истерии, несмотря на известный случай с балериной, у которой во время танца голова стала резко поворачиваться в противоположную от партнера сторону.

«Тики», А.Дж.Лис

Exit mobile version