Когда ребенок вступает в юношеский возраст, проявления гиперактивности, эмоциональной незрелости и энуреза нередко стихают, хотя прогноз на будущее часто неблагоприятный.
Плохая успеваемость в школе делает большинство таких детей плохо подготовленными к требованиям современной жизни, и у многих развиваются антисоциальные черты и делинквентное поведение.
Отталкивающее отношение со стороны родителей, трудности в контактах с людьми и отсутствие в связи с этим близких друзей приводят к утрате чувства собственной значимости и некоторые из таких детей становятся психопатами.
Menkes и соавт. (1967) провели катамнестическое исследование 14 детей, которые наблюдались по поводу синдрома гиперактивности 25 лет назад: четверо находились в лечебных учреждениях по поводу психопатологических расстройств, еще двое были признаны слабоумными и тоже находились в стационаре, а из оставшихся восьми — один был в тюрьме, двое находились в специальном учреждении для несовершеннолетних преступников, а у троих попрежнему наблюдался синдром гиперактивности.
Weiss и соавт. (1971) наблюдали своих больных в среднем в течение 5 лет и обнаружили, что, хотя проявления гиперактивности уменьшилось, у них сохранялись нарушения внимания и многие дети оставались эмоционально незрелыми, агрессивными и совершали антисоциальные поступки.
В последующем исследовании подчеркивалась высокая частота случаев антисоциального поведения.
«Тики», А.Дж.Лис