Многим абсолютно не свойственно чувство страха—они могут выбежать на дорогу прямо перед мчавшимися автомобилями или прыгнуть в самую глубокую часть бассейна, не умея при этом плавать. Они также не реагируют на обычные дисциплинарные воздействия и вообще характеризуются тем, что всегда идут своим собственным путем или же выступают в роли лидеров.
Некоторые совсем не способны заранее планировать свою деятельность и строить какие-либо планы на будущее. У них часто наблюдаются вспышки гнева или раздражения. У таких детей снижена реакция на болевые стимулы и большинство из них совершенно равнодушно воспринимают довольно серьезные травмы. В ситуациях, сопровождающихся положительным или отрицательным эмоциональных напряжением, или в группе других детей они легко возбуждаются и становятся агрессивными.
При сопоставлении с группой психических больных того же возраста, страдающих болезнями поведения, у них отмечалась более высокая частота двигательных нарушений, нарушений внимания и артикуляции, но меньшая частота эмоциональных расстройств, асоциальных, агрессивных и психосоциальных проявлений [Thorley, 1984].
Результаты клинического обследования обычно не выявляют отклонений от нормы, хотя могут наблюдаться нарушения зрения или слуха и умеренно выраженные нарушения речи. Довольно часто встречаются признаки аномалии развития — широко расставленные глаза, короткие и загнутые внутрь пальцы, приросшие мочки ушей и патологическая форма черепа. Выраженных неврологических изменений обнаружено не было, хотя в одном исследовании были выявлены субклинические признаки нарушения пронриоцептивной чувствительности [Werry et al., 1972].
Точно так же не удалось выделить специфический патологический профиль по данным психологического тестирования. В некоторых исследованиях указывалось на большую вариабельность показателей теста Векслера по сравнению с контрольной группой, в то же время в других говорилось о незначительном сдвиге показателей, характеризующих соотношение вербального и невербального мышления, нарушении восприятия и синтеза слуховых стимулов и трудности перевода информации из одной модальности в другую. В действительности эти данные больше напоминают исследования дислексии.
«Тики», А.Дж.Лис