Тике (1892) считал, что повышенное двигательное беспокойство является симптомом импульсивного психического страдания и чем младше ребенок, тем больше выражено беспокойство и нарушение внимания. И только в нашем столетии появилась концепция, рассматривающая гиперактивность как болезнь поведения, последствия которой сказываются на процессе обучения, хотя скептики утверждали, что подобные представления — артефакт, обусловленный как меняющимися концепциями обучения, так и неспособностью отдельных детей приспособиться к сложным условиям окружающей действительности.
Сообщения о большом количестве детей с антисоциальным и гиперактивным поведением стали появляться после эпидемии летаргического энцефалита Экономо в 20х годах [Bond, Smith, 1935], а в 1932 г. Kramer и Pollnow описали состояние двигательного беспокойства у детей в возрасте 2—4 лет на фоне эпилепсии или субклинической неврологической симптоматики [Kramer, Pollnow, 1932].
Дети отличались замедленным интеллектуальным развитием, хотя уровень интеллекта варьировал от показателей выше среднего до нижней границы нормы, были очень рассеянны и имели склонность брать в рот разные предметы и жевать их.
Lewin (1938) обследовал 279 гиперактивных детей и пришел к выводу, что тяжелые формы двигательного беспокойства обусловлены органическим поражением мозга, а в возникновении легких форм большую роль играет нарушение взаимоотношений с родителями. В последние 20 лет наблюдается буквально эпидемия подобных случаев, ведущая к серьезным социальным проблемам и вызвавшая появление сенсационных газетных сообщений о том, что большинство таких детей в начальных школах принимают по требованию учителей психостимулирующие средства без ведома родителей.
В Великобритании всегда уделялось внимание выявлению синдрома гиперактивности в популяции с признаками органической мозговой недостаточности [Ounsted, 1955], но диагноз ставился только в наиболее тяжелых случаях, сопровождавшихся нарушением внимания. В Америке, напротив, к определению этих состояний подходят более широко и относят к ним болезни поведения и импульсивное поведение, исключая случаи с отчетливой неврологической симптоматикой.
«Тики», А.Дж.Лис