Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Синдром гиперактивности

Синонимы

Гиперкинетический синдром, хореиформный синдром Prechtl, синдром Strauss, минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая травматизация, дефицит внимания.

Определения

Синдром гиперактивности — нарушения поведения в детском возрасте, при которых выраженное нецеленаправленное двигательное беспокойство приводит к нарушению концентрации внимания, вызывая значительные затруднения при выполнении структурированных задач.

Минимальная мозговая дисфункция — нарушения обучаемости и концентрации внимания у детей с нормальным или близким к нормальному интеллектом, ведущая к низкой успеваемости в школе. Может сопровождаться субклиническими признаками нарушения восприятия, языковых навыков и внимания. Две трети таких детей отличаются гиперактивным поведением.

Болезнь дефицита внимания — нарушение избирательного внимания, ведущее к патологической рассеянности.

Маленькие дети с их бьющей через край энергией всегда выглядят гиперактивными по сравнению со взрослыми. Экономия движений и кинетический рисунок усваиваются в течение первых пяти лет жизни, а разные формы двигательного беспокойства, особенно в ответ на эмоциональный стресс, сохраняются у многих из нас и в зрелом возрасте.

«Тики», А.Дж.Лис

Во время электроэнцефалографического обследования гиперактивных детей Prechtl и Stemmer [Prechtl, Stemmer, 1962] в ряде случаев наблюдали у них хореиформные подергивания, которые отражались на ЭЭГ в виде заостренных мышечных артефактов. У некоторых детей эти движения носили такой выраженный характер, что можно было думать о малой хорее, но ни у кого из них не было указаний в …

Когда ребенок вступает в юношеский возраст, проявления гиперактивности, эмоциональной незрелости и энуреза нередко стихают, хотя прогноз на будущее часто неблагоприятный. Плохая успеваемость в школе делает большинство таких детей плохо подготовленными к требованиям современной жизни, и у многих развиваются антисоциальные черты и делинквентное поведение. Отталкивающее отношение со стороны родителей, трудности в контактах с людьми и отсутствие …

Больше половины детей участвовали в драках, совершали кражи и разрушительные действия, а две трети из них родители считали «безнадежными». Больше одной трети детей угрожали убить своих родителей, 7 % носили оружие, 15 % злоупотребляли алкогольными напитками, не достигнув 16 лет [Mendelson et al., 1971]. Пока не предполагается проводить исследования во взрослом возрасте, но косвенные данные …

Лечение Лечение должно быть многофакторным, и просто лекарственная терапия без консультации родителей и дополнительного обучения детей не принесет долговременного эффекта. Врач, родители, учитель — все играют важную роль в проведении лечения, и весьма полезны методы терапии, включающие модификацию поведения с последующим поощрением каждого достигнутого результата. В отдельных случаях должно быть предусмотрено корригирующее обучение в специальных …

Применение стимуляторов ЦНС показано только в тех случаях, когда указанные выше методы сами по себе оказались неэффективными. Показания к их назначению включают выраженное и стойкое гиперактивное поведение ребенка школьного возраста, мешающее ему полноценно работать на уроках из-за импульсивности и рассеянности внимания. Использование стимуляторов наиболее целесообразно в случаях, когда имеются нарушения зрительного восприятия, моторнозрительной координации, а …

Опыт показывает, что у некоторых подростков постоянное двигательное беспокойство является отражением их конституциональных особенностей. Winnicot (1931) в своей книге «Клинические заметки о болезнях детского возраста» так описывает их: «Такой неугомонный ребенок постоянно взволнован, охвачен беспокойством, всегда готов что-нибудь натворить, если оставить его без присмотра хотя бы на минуту; и совершенно невозможен за столом, где он …

Тике (1892) считал, что повышенное двигательное беспокойство является симптомом импульсивного психического страдания и чем младше ребенок, тем больше выражено беспокойство и нарушение внимания. И только в нашем столетии появилась концепция, рассматривающая гиперактивность как болезнь поведения, последствия которой сказываются на процессе обучения, хотя скептики утверждали, что подобные представления — артефакт, обусловленный как меняющимися концепциями обучения, так …

Показатели распространенности синдрома варьируют в значительных пределах и зависят от критериев диагностики, методов обследования и состава популяции, в которой проводилось исследование. Например, Rutter и соавт. (1976) в популяционном исследовании 2199 детей в возрасте от 10 до 11 лет только у двух обнаружили признаки синдрома гиперактивности, а среди больных детей в их исследовании он отмечался лишь …

По-видимому, синдром гиперактивности в действительности включает в себя группу гетерогенных состояний с различной этиологией. Безусловно, он может возникать в результате структурного поражения мозга, но это не обязательно. Например, Thorley (1984) в 51 % наблюдавшихся случаев поражения мозга отмечал нормальный уровень интеллектуального развития. Более того, у подавляющего большинства детей с признаками, органической недостаточности мозга проявления синдрома …

Имеются данные только двух иатоморфологических исследований умерших больных, страдавших минимальной мозговой дисфункцией. Drake (1968) обследовал 12-летнего мальчика, страдавшего припадками и абсолютной неспособностью к чтению, который внезапно умер от кровоизлияния из артериовенозной мальформации мозжечка. На вскрытии обнаружилось изменение извилин обеих теменных долей и истончение соседних областей мозолистого тела. В пораженных участках отмечалась структурная дезорганизация коры головного …