Синдром гиперактивности
Синонимы
Гиперкинетический синдром, хореиформный синдром Prechtl, синдром Strauss, минимальная мозговая дисфункция, минимальная мозговая травматизация, дефицит внимания.
Определения
Синдром гиперактивности — нарушения поведения в детском возрасте, при которых выраженное нецеленаправленное двигательное беспокойство приводит к нарушению концентрации внимания, вызывая значительные затруднения при выполнении структурированных задач.
Минимальная мозговая дисфункция — нарушения обучаемости и концентрации внимания у детей с нормальным или близким к нормальному интеллектом, ведущая к низкой успеваемости в школе. Может сопровождаться субклиническими признаками нарушения восприятия, языковых навыков и внимания. Две трети таких детей отличаются гиперактивным поведением.
Болезнь дефицита внимания — нарушение избирательного внимания, ведущее к патологической рассеянности.
Маленькие дети с их бьющей через край энергией всегда выглядят гиперактивными по сравнению со взрослыми. Экономия движений и кинетический рисунок усваиваются в течение первых пяти лет жизни, а разные формы двигательного беспокойства, особенно в ответ на эмоциональный стресс, сохраняются у многих из нас и в зрелом возрасте.
«Тики», А.Дж.Лис
Во время электроэнцефалографического обследования гиперактивных детей Prechtl и Stemmer [Prechtl, Stemmer, 1962] в ряде случаев наблюдали у них хореиформные подергивания, которые отражались на ЭЭГ в виде заостренных мышечных артефактов. У некоторых детей эти движения носили такой выраженный характер, что можно было думать о малой хорее, но ни у кого из них не было указаний в …
Когда ребенок вступает в юношеский возраст, проявления гиперактивности, эмоциональной незрелости и энуреза нередко стихают, хотя прогноз на будущее часто неблагоприятный. Плохая успеваемость в школе делает большинство таких детей плохо подготовленными к требованиям современной жизни, и у многих развиваются антисоциальные черты и делинквентное поведение. Отталкивающее отношение со стороны родителей, трудности в контактах с людьми и отсутствие …
Больше половины детей участвовали в драках, совершали кражи и разрушительные действия, а две трети из них родители считали «безнадежными». Больше одной трети детей угрожали убить своих родителей, 7 % носили оружие, 15 % злоупотребляли алкогольными напитками, не достигнув 16 лет [Mendelson et al., 1971]. Пока не предполагается проводить исследования во взрослом возрасте, но косвенные данные …
Лечение Лечение должно быть многофакторным, и просто лекарственная терапия без консультации родителей и дополнительного обучения детей не принесет долговременного эффекта. Врач, родители, учитель — все играют важную роль в проведении лечения, и весьма полезны методы терапии, включающие модификацию поведения с последующим поощрением каждого достигнутого результата. В отдельных случаях должно быть предусмотрено корригирующее обучение в специальных …
Применение стимуляторов ЦНС показано только в тех случаях, когда указанные выше методы сами по себе оказались неэффективными. Показания к их назначению включают выраженное и стойкое гиперактивное поведение ребенка школьного возраста, мешающее ему полноценно работать на уроках из-за импульсивности и рассеянности внимания. Использование стимуляторов наиболее целесообразно в случаях, когда имеются нарушения зрительного восприятия, моторнозрительной координации, а …
Опыт показывает, что у некоторых подростков постоянное двигательное беспокойство является отражением их конституциональных особенностей. Winnicot (1931) в своей книге «Клинические заметки о болезнях детского возраста» так описывает их: «Такой неугомонный ребенок постоянно взволнован, охвачен беспокойством, всегда готов что-нибудь натворить, если оставить его без присмотра хотя бы на минуту; и совершенно невозможен за столом, где он …
Тике (1892) считал, что повышенное двигательное беспокойство является симптомом импульсивного психического страдания и чем младше ребенок, тем больше выражено беспокойство и нарушение внимания. И только в нашем столетии появилась концепция, рассматривающая гиперактивность как болезнь поведения, последствия которой сказываются на процессе обучения, хотя скептики утверждали, что подобные представления — артефакт, обусловленный как меняющимися концепциями обучения, так …
Показатели распространенности синдрома варьируют в значительных пределах и зависят от критериев диагностики, методов обследования и состава популяции, в которой проводилось исследование. Например, Rutter и соавт. (1976) в популяционном исследовании 2199 детей в возрасте от 10 до 11 лет только у двух обнаружили признаки синдрома гиперактивности, а среди больных детей в их исследовании он отмечался лишь …
По-видимому, синдром гиперактивности в действительности включает в себя группу гетерогенных состояний с различной этиологией. Безусловно, он может возникать в результате структурного поражения мозга, но это не обязательно. Например, Thorley (1984) в 51 % наблюдавшихся случаев поражения мозга отмечал нормальный уровень интеллектуального развития. Более того, у подавляющего большинства детей с признаками, органической недостаточности мозга проявления синдрома …
Имеются данные только двух иатоморфологических исследований умерших больных, страдавших минимальной мозговой дисфункцией. Drake (1968) обследовал 12-летнего мальчика, страдавшего припадками и абсолютной неспособностью к чтению, который внезапно умер от кровоизлияния из артериовенозной мальформации мозжечка. На вскрытии обнаружилось изменение извилин обеих теменных долей и истончение соседних областей мозолистого тела. В пораженных участках отмечалась структурная дезорганизация коры головного …