Одно из лучших описаний этого состояния приводится в книге Glifford, в которой он подтверждает ранее сделанные наблюдения о том, что «лата» вызывается испугом и добавляет:
«Кажется, что в этом состоянии личность больных абсолютно подавлена и они не могут заниматься ничем, кроме имитации действий окружающих, но в то же время очень часто, практически постоянно, они говорят совершенно омерзительные вещи„ хотя никто их не побуждает к этому».
Clifford впервые стал интересоваться «лата», узнав, что этим состоянием страдает его повар. Он описывает смешной случай, как маленький мальчик решил подшутить над поваром и его другом, тоже страдавшим «лата». Эти двое мужчин сидели на кухне и жевали бетель, когда юный проказник внезапно и очень, громко хлопнул ротанговым хлыстом.
«Оба разом вскрикнули и подпрыгнули, и с этого момента, не отрывая взгляда, стали настойчиво и энергично имитировать жесты друг друга.
На протяжении почти полутора часов они сидели друг против друга, беспорядочно жестикулируя и раскачиваясь вперед и назад, и бессмысленно произносили самые грязные ругательства. Довольно долгое время они не сводили глаз друг с друга, пока, наконец, странные силы не перестали действовать и тогда один из них в полном изнеможении откинулся назад, а Тренггану с пеной у рта упал на площадку».
Размышляя о причине этой удивительной реакции, Glifford. сделал пророческое заключение:
«Я убежден, что каждый, кто захочет выяснить причину этого страдания должен начать с анализа, исследования и объяснения процесса вздрагивания, которому все мы подвержены в большей или меньшей степени».
Эти непрофессиональные наблюдения в конечном итоге нашли подтверждение в работах врачей, которые были поражены сходством «лата» с истерическим сомнамбулизмом и гипнотическим трансом. Yap (1952) обследовал нескольких малайских, женщин среднего возраста и пришел к выводу, что «лата» представляет собой культурально детерминированную форму реакции на испуг.
«Тики», А.Дж.Лис