Этиология (Сторонники теории научения)
Сторонники теории научения, такие как Yates (1958), считали, что тики являются результатом условнорефлекторной реакции избегания в ответ на специфический стресс, которая затем закрепляется, потому что способствует одновременному снижению тревоги. Усвоение и генерализация первоначального стимула ведет к появлению тревоги в других ситуациях, и тики становятся все более фиксированными и привычными.
Crown (1953) обнаружил у больных тиками лучшее время реакции при выполнении тонких движений по сравнению с контрольной группой. Corbett и соавт. (1969) также отметили более высокие показатели у детей с тиками по субтесту «кодирование» теста оценки интеллекта Векслера и предположили, что характерной чертой больных тиками является избыточная двигательная реакция на стресс.
Однако в недавних исследованиях детей с синдромом Жилль де ла Туретта были получены противоположные результаты [Incagnoli, Kane, 1982; Sutherland et al., 1982]. Обращает на себя внимание поразительное сходство между характером и распределением тиков и движений при физиологическом четверохолмном рефлексе.
Тики наиболее часто охватывают веки, лицо, голову, шею и затем конечности, что четко соответствует распределению двигательной активности при четверохолмном рефлексе. Более того, фотографии, полученные с помощью скоростной фотосъемки, и видеозаписи показывают, что как и в случае множественных тиков, при четверохолмном рефлексе латентный период от мигания до появления движений верхних конечностей составляет в среднем 100 мс, а полностью движение совершается в течение 0,5 с.
Возникающие иногда вокализации при четверохолмном рефлексе и возможность его появления в ответ на нейтральный стимул также свидетельствуют в пользу отмеченного сходства. Нейрофизиологические проявления четверохолмного рефлекса, такие как кожногальваническая реакция, могут наблюдаться и при тиках.
Corbett (1971, 1976) полагает, что указанные аналогии могут служить для объяснения первоначальной природы тиков, а гипотезу теории научения можно привлечь, чтобы понять, каким образом они приобретают постоянный характер.
«Тики», А.Дж.Лис