Спастическая кривошея
Могло ли статься так, что спастическая кривошея — заболевание органической природы, и тогда появляется возможность облегчить это состояние с помощью таких методов, как хирургическое пересечение пораженных мышц или иннервирующих их нервов? Это предположение, поддерживаемое вначале меньшинством, постепенно находило все большее число сторонников, но когда речь заходила о характере патологии, они не могли постулировать ничего более, чем «глубокое поражение».
Так было до нашествия эпидемического энцефалита. Последствия этого заболевания были тяжелыми и разнообразными, и в числе других осложнений во многих случаях проявлялись в виде тиков и спастической кривошеи. Касаясь трудностей их лечения, James Collier еще раньше заметил, что можно пересечь все места прикрепления мышц в области шеи и каждый нервный корешок, но подергивания все равно будут продолжаться, вероятно, за счет мускулатуры пищевода.
Мне кажется, единственным хирургом, кто добился какого-то успеха в лечении спастической кривошеи, был Irving Cooper с его повторными скрупулезными стереотаксическими подходами. Другой близкой проблемой, которая волновала нас в те дни, были профессиональные параличи. Этиология их представлялась неясной, а проблемы лечения ставили нас в тупик. Здесь опять предмет обсуждения сводился к дебатам о противостоянии психогенного и органического.
И в наши дни, похоже, при обсуждении некоторых болезней стало обыкновением собирать и пытаться прилаживать один к одному разные клинические фрагменты, как если бы они были составными частями неврологической картинкиголоволомки — это касается синдрома Жилль де ла Туретта. Но можно ли считать подобную линию рассуждений оправданной?
Нужно отдать должное смелости д-ра A. J. Lees, решительно взявшегося за трудное дело. Он поставил перед собой волнующую и в то же время рискованную цель — преодолевая существующие клинические заблуждения, тщательно исследовать все типы непроизвольных движений и попытаться найти для них свой общий знаменатель, — сложная, но плодотворная задача. Итогом этого стала замечательная монография, продолжающая повествование, у истоков которого стояли Meige и Feindel. Др Lees представил нам обзор современных идей в контексте учения о болезнях движения (Bewegungscrkentniss). Достижения в разных областях науки — химии, фармакологии, электрофизиологии — существенно дополнили наши знания об этих загадочных заболеваниях. Приведет ли это к более углубленному пониманию их природы — уже другой вопрос.
На протяжении всей книги, прежде чем перейти к подробному клиническому описанию каждой из форм патологических движений, д-р Lees приводит их детальное определение.
Могу ли я желать этой книге не просто благожелательных откликов, но даже восторженного приема? Во всяком случае, я уверен, что будущий успех у читателей ей обеспечен.
«Тики», А.Дж.Лис