Методы просветительной деятельности в медицинской практике:
- индивидуальное воздействие (личная консультация, личная беседа) и др;
- групповое воздействие (дискуссии, лекции, групповые беседы, вечера вопросов и ответов) и т. д.;
- методы массовой коммуникации (средства массовой информации, выставки, средства наглядной агитации, печатная продукция и т. п.).
Самым распространенным, доступным и ежедневно применяемым методом, конечно, является индивидуальное воздействие. Каждый врач, проводя прием, консультируя пациентов в процессе работы, отвечает на вопросы больного, рассказывает и информирует его об особенностях его заболевания, чем уже проводит просветительную работу.
В данном случае эта работа необычайно конкретизирована, адресна и, следовательно, наиболее эффективна и индивидуальна. Кроме того, она естественным образом включается в общее психотерапевтическое воздействие, оказываемое общением с врачом. Однако, несмотря на высокую индивидуальную эффективность данный метод наиболее временеемкий и наименее эффективен в масштабах общества.
Пропаганда с помощью средств массовой информации характеризуется небольшим охватом, высокой скоростью распространения, но в силу этого же большей безликостью и общностью. Выставки, наглядная агитация, печатная продукция находятся где-то посередине между этими двумя методами.