Диагностика болезней представляет собой сложный познавательный процесс. Врач в своих умозаключениях должен опираться на законы логики.
Его рассуждения должны быть:
- определенными, то есть ясными, точными, конкретными;
- последовательными (непротиворечивыми);
- обоснованными, то есть доказательными.
Общеизвестно, что по одному симптому или синдрому установить достоверный диагноз практически невозможно. Необходима их совокупность, логическая связь, дополненная лабораторными и инструментальными методами исследования. Ведущими в диагностике являются клинические данные, а лабораторные и инструментальные данные чаще всего имеют вспомогательное значение.
Диагностический процесс начинается с первого контакта с больным. На амбулаторном приеме это вхождение больного в кабинет, его манера, поведенческая реакция, вид больного, его походка; в стационарных условиях — вид больного, его поза и т. д. — уже позволяет составить представление о пациенте, его болезни.
В беседе с больным уточняются национальность (образ жизни, питание), характер профессии, условия труда и быта больного, жилищные условия, вредные привычки (алкоголь, курение, наркомания). Затем выясняются жалобы больного, из которых выделяют главные и второстепенные. Вначале выясняется наличие общепатологических симптомов (лихорадка, слабость, похудание и др.), а затем — по органам и системам.
Диагностика болезней органов пищеварения базируется на основных синдромах: диспепсическом, болевом, копростазе, диарейном, синдроме кровотечения, желтухи, гепатоспленомегалии.