Кем был Каррион
1. Что означает «X» в названии «гистиоцитоз X»?
Символом «X» увязываются воедино, с точки зрения этиологии, все 3 клинические формы проявления заболевания: эозинофильная гранулема, болезнь Хенда-Шуллера- Крисчена и болезнь Леттерера-Сиве. Когда Луи Лихтенштейн в 1953 г. предложил название «гистиоцитоз X», он выбрал символ «X», чтобы указать на то, что причина заболевания неизвестна. Он писал, что символ «X» имеет преимущество краткости и указывает на необходимость интенсивного поиска причин заболевания. «Мы знаем, что общим связующим моментом является пролиферация макрофагов, которые по своей ультраструктуре и иммунологическим свойствам подобны клеткам Лангерган- са»,- утверждал Лихтенштейн. В действительности они, по-видимому, и представляют собой клетки Лангерганса, что и отражается в современном названии «гистиоцитоз X»- т. е. «гистиоцитоз, обусловленный клетками Лангерганса». Многое о гистиоцитозе, обусловленном клетками Лангерганса, до сих пор остается неясным. Таким образом, он все еще имеет основание называться гистиоцитозом X.
2. Суффикс «ит» означает воспаление. Что же относится к воспалению в слове «pruritis»?
Ничего. В действительности термин должен писаться «pruritus», а не «pruritis», и происходит он от латинскогоprurire — «зудеть». Часто термин неверно произносится. Пожалуйста, употребляйте его правильно.
3. Есть ли смысловая разница между терминами «pruritus» и «itch»?
Никакой. В клинической практике оба эти слова, обозначающие «зуд», взаимозаменяемы. Согласно международной классификации болезней (CD-9), они имеют один код (698.9). Таким образом, и официально они также соответствуют друг другу.
4. Существует несколько названий заболевания, вызываемого Bartonella bacilliformis: бартонеллез, бородавка перуанская, лихорадка Ороя, болезнь Карриона. Кем был Каррион?
Дэниел Каррион занимался изучением взаимосвязи между перуанской бородавкой — обезображивающим, но кажущимся доброкачественным заболеванием, и лихорадкой Ороя, часто заканчивающейся смертью. В процессе подготовки конкурсной научной студенческой работы в 1885 г. 26-летний студент-медик ввел себе кровь, взятую у пациента, страдавшего перуанской бородавкой. Вскоре у Карриона развилась злокачественная форма бартонеллеза — лихорадка Ороя, характеризующаяся высокими скачками температуры, сильными мышечными болями и тяжелой гемолитической анемией. Он обосновал взаимосвязь этих двух заболеваний, однако его эксперимент закончился смертью. Несколькими десятилетиями позже правильность его теории была доказана, и теперь медики Перу считают Карриона своим героем.