Бурный расцвет физиологии
Бурный расцвет физиологии во II половине XIX века привел в терапии к утверждению приоритета функционального направления. В России, выдвинувшей таких ярких ученых, как И. М. Сеченов, С. П. Боткин и И. П. Павлов, этот процесс происходил раньше, чем в других странах.
Когда в первые годы XX века исследование АД получило широкое распространение, оказалось, что часть больных, которых до того не выделяли из числа страдающих артериосклерозом, имеют повышенное артериальное давление — «гипертонию». Тем самым подтвердилась догадка С. П. Боткина о причине гипертрофии сердца у некоторых сердечнососудистых больных.
При распространенном и грубом поражении сосудов атеросклерозом АД нередко оказывается нормальным и даже пониженным, а при высокой гипертензии иногда нет сколько-нибудь значительного атеросклероза, параллелизм отсутствует.
Родилось представление о существовании особого заболевания, характеризующегося повышением АД, обусловленным чисто Функциональными механизмами.
Все морфологические изменения, обнаруживаемые у умерших гипертоников, являются следствием развернувшихся патологических процессов, а не их причиной. В понимании сущности артериальных гипертензий (АГ) морфологический метод впервые отступил на второй план, уступая решающие позиции физиологии.
В 70-х годах XIX века в Лейпциге в лаборатории К. Людвига были экспериментально выяснены основные законы регуляции кровообращения, которые в дальнейшем легли в основу понимания патологических процессов при гипертонической болезни.
И. П. Павлов в 1877 г. суммировал полученные данные, подчеркнув, что сосудистая трубка способна приспосабливаться к большим и меньшим количествам крови, причем средние цифры кровяного давления в течение длительного времени не испытывают колебаний и что эта приспособительная способность — нервного происхождения.
В 1927 г. Н. Hering установил наличие барорецепторов в каротидных синусах, контролирующих уровень АД.
«Артериальные гипертензии»,
Е.Е.Гогин, А.Н.Сененко, Е.И.Тюрин