На самом деле одинаковые мысли можно объяснить тем, что у двух людей под влиянием одних и тех же раздражителей возникают одинаковые ассоциации. Вот относящийся сюда простейший пример. Два приятеля осенней порой шли по улице. Было холодно, моросил дождь.
При порыве холодного ветра оба одновременно воскликнули: «Хорошо должно быть сейчас на Кавказе». Оказывается, что за несколько кварталов до этого оба прочли вывеску «Кавказские минеральные воды». Таким образом, одинаковые раздражители, слово «кавказские» и порыв холодного ветра, вызвали у обоих приятелей одинаковые ассоциации. Более сложный пример этого рода приведен в рассказе Эдгара По «Убийство в улице Морг». Итак, явление одновременного возникновения одинаковых мыслей у людей не служит доказательством передачи мыслей.
Для проверки возможности передачи мыслей по предложению профессора В. М. Бехтерева были поставлены специальные опыты, в проведении которых мне пришлось принимать участие.
Два испытуемых сидят не видя друг друга с секундомерами в руках. Один из них. «передающий мысль», нажимает головку секундомера, мысленно внушая второму сделать то же самое. Второй, «принимающий мысль», должен нажать на кнопку, когда ему покажется, что это сделал первый.
Количество совпадений, то есть одновременных нажатий, оказалось при этом невелико и к тому же не была исключена возможность, что «принимающий» улавливает движения и изменения дыхания передающего. Когда же оба участника опыта были разделены перегородкой (находились в разных комнатах), то совпадения почти совершенно исчезли. Описанные опыты, следовательно, не подтвердили возможности передачи мысли.
Однажды я встретился с «ясновидящей», которая будто бы могла увидеть фотографию, запечатанную в черном конверте. При проверке оказалось, что «ясновидящая» более или менее верно угадывала, что изображено на фотографии при помощи наводящих вопросов и реплик партнера, который должен был заранее знать, какая фотография находится в конверте. Опыт шел примерно так.
«Передающий» спрашивал: — Что вы видите?— «Человека» (применялись только портреты).— Кто это—мужчина или женщина?—«Мужчина».—Кто, кто?— «Женщина».— Полностью ли она одета? — «Нет».— А как? — «На ней ночная рубашка».— Многие ли ее знают? — «Да».— Почему? Кто она? — «Не вижу».— Где вы ее видели? — «Может быть в театре».— Хорошо, хорошо, кто же она? — «Артистка».— Как ее фамилия? — и так далее. Всё это очень напоминало известную детскую игру «горячо» и «холодно», но на более высоком уровне.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович