Для правильного понимания вопроса о современном состоянии организации лечения психически больных небесполезно сделать маленькую экскурсию в прошлое. Отставание и запоздалое развитие лечения душевных болезней тесно связано с особенностями исторического раз^ вития психиатрии. Несмотря на то, что душевные болезни существовали с древнейших времен, психиатрия в течение многих веков была в плену мистических, религиозных и идеалистических философских воззрений, тормозивших ее развитие как медицинской специальности и направлявших ее по неправильному пути.
По представлениям древних индусов причиной душевных болезней были демоны, вселявшиеся в людей и воздействовавшие на них. Для изгнания демонов больным наносили побои, причиняли ожоги каленым железом. Пытались также влиять на психоз внезапным испугом, бросая больных в яму со змеями, у которых предварительно были удалены ядовитые железы.
Из древнеегипетских источников до нас дошли отрывочные сведения о том, что богатых и знатных египтян при психических заболеваниях помещали в храмы, где их лечили омовениями, массажем, музыкой и по-видимому гипнозом.
До 6-го века н. э. античные греки считали, что душа находится в диафрагме (погречески—френ). Этот корень до сих пор сохранился в названиях психических болезней—шизофрения, циклофрения и др.
Начиная с 6го века в античной медицине получила признание «мозговая теория», связывавшая психику с мозгом. Великий греческий врач Гиппократ писал: «Надо знать, что наслаждения, печали, жалобы происходят от мозга» Однако в связи с упадком грекоримской культуры и медицины научное развитие пси, хиатрии надолго приостановилось.
Средние века в Европе с господством церкви, религиозных предрассудков и схоластики в науке не внесли ничего положительного в лечение душевнобольных, если не считать призрения больных, организованного кое-где в монастырях. Согласно господствовавшим взглядам душевнобольные рассматривались как одержимые бесами или демонами, а в позднем средневековье как еретики или продавшие душу дьяволу.
Задача лечения, если таковое предпринималось, заключалась в изгнании бесов при помощи религиозных процедур или побоев.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович