В заключение этого очерка скажем несколько слов о воспитании воли. Развитие воли должно начинаться с детства.
Элементы самостоятельности ребенка должны разумно сочетаться с дисциплинирующими влияниями в воспитании ребенка. Приучаясь к тому, что можно и что нельзя, приучаясь затормаживать и ограничивать своп желания, ребенок начинает развивать свою волю.
Чрезвычайно вредно изнеживающее воспитание, при котором ребенку все позволено. Не менее пожалуй опасно чрезмерное руководство поведением ребенка и регламентирование его.
При этом почти не остается места для самостоятельных действий ребенка, а без этого не может быть воли. Вот что рассказал мне о своем воспитании один слабовольный неврастеник.
«Отец меня очень любил и даже баловал, но ему как-то не приходило в голову, что у меня могут быть какието свои желания Он заставлял меня носить одежду, которая ему нравилась, а не мне, посещать его любимые спектакли, читать интересные для него книги, есть его любимые кушанья. Он даже считал, что я должен увлекаться девушками, которые нравились ему, а не мне. То есть ему не приходило в голову, что у меня могут быть какие-то свои вкусы, желания и т. д. Мои робкие попытки протестовать он называл глупостями и обижался, что я не ценю его забот и внимания. Со временем я перестал протестовать и даже привык к тому, что мне ничего не надо решать и стал находить это удобным».
Большое значение для развития воли имеет и самовоспитание и самодисциплинирование. Для тренировки воли полезно давать себе постепенно усложняющиеся задания и настойчиво добиваться их выполнения. Содержание этих заданий, само собой разумеется, должно быть разумным и полезным.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович