Признание и отрицание воли
Как признание абсолютно свободной воли, так и отрицание воли — неверные и реакционные теории. Признание абсолютно свободной воли приводит к непознаваемости мира. Раз воля людей не подчиняется никаким закономерностям, то нельзя строить науку о развитии человеческого общества. Не менее вреден механический детерминизм. Он приводит к фатализму, к вере в неизбежную судьбу.
В самом деле, если все мои поступки предопределены и я ничего не могу изменить, то зачем же стараться что-то делать, для чего прилагать усилия и т. п.
Единственно правильное решение вопроса о свободе воли дает диалектический материализм, который понимает свободу как осознанную необходимость. Действительно, я могу по желанию пойти в кино, писать письмо или читать книгу и в этом отношении у меня есть выбор, то есть есть свобода воли, но она не абсолютна, а ограничена. Раз я осознал необходимость срочного первоочередного написания письма, то у меня уже не может быть другого решения.
Попробуем теперь разобраться в том, как протекает волевой процесс. Прежде всего надо, чтобы человек чтото захотел или пожелал. Эти влечения и желания являются побуждением к действию. Влечения в свою очередь связаны с интересами человека. Для советских людей характерно богатство, содержательность и разнообразие интересов. Среди них интересы общественные, научные, профессиональные, спортивные, эстетические, влечения к знанию, технике, музыке, художественной литературе и т. д.
При наличии нескольких интересов у данного человека один из них обычно является основным, так например, врач может интересоваться музыкой, спортом, фотографией, поэзией, но основные его интересы лежат в области медицины. Некоторые влечения более близко связаны с биологическими потребностями: пищевыми, половыми и др.
Следует различать богатство и бедность влечений, их устойчивость, силу и слабость.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович