Автоматическими действиями или автоматизмами называются действия, которые вначале были сознательными, но в результате упражнения освободились в какой-то степени от контроля сознания. Так, ребенок или, что в данном случае все равно, взрослый, обучаясь письму, выводит буквы сознательно.
Он думает при этом, как соединить косой линией две палочки буквы «и» и куда загнуть хвостик буквы «с». После приобретения навыка письма написание букв автоматизируется и мы не думаем о начертании букв, о способе их написания и даже не замечаем самого процесса письма, занятые его содержанием.
Таким же образом обучающийся танцам вначале сознательно делает определенные движения в известной последовательности, а научившись, танцует легко, и автоматически, освободив от мелочного контроля сознания движения своих ног.
Описанные автоматизмы называются навыками. Навыки чтения, письма, ходьбы, спортивные и разнообразные трудовые навыки имеют исключительно важное значение в деятельности человека. На примере навыков мы видим, что между произвольными и непроизвольными действиями нет разрыва, наоборот они тесно связаны друг с другом. В случае автоматизированных действий за сознанием остаются пусковые механизмы, кроме того при автоматической деятельности мы в любой момент можем включить контроль сознания.
Примером сложного сочетания волевых и автоматизированных движений могут служить игра на рояле, управление автомашиной и т. д.
Воля тесно связана с потребностями и интересами людей, а потребности и интересы в значительной степени обусловливаются общественно-историческими условиями.
В качестве примера можно привести широкую тягу молодежи советских среднеазиатских республик к получению высшего образования.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович