О воле и безволии
Действия и движения человека могут быть непроизвольными и произвольными. Непроизвольные действия не требуют для своего осуществления обязательного участия сознания. Они могут вообще не доходить до сознания или подвергаться последующему освещению сознанием уже после того, как они совершены.
В отличие от непроизвольных, действия волевые или произвольные совершаются на основе сознательного регулирования и направлены на достижение определенной, заранее поставленной цели. К непроизвольным действиям относятся безусловные и отчасти условные рефлексы, о которых ужо говорилось в первом очерке этой книги. В основе произвольных действий по И. П. Павлову лежат цепные рефлексы высших порядков, осуществляемые с помощью второй сигнальной системы. Особое положение занимают инстинктивные действия и автоматизмы.
Инстинктивные действия играют особенно большую роль в жизни животных. К ним относятся сложные формы поведения, которые передаются по наследству в готовом виде. Ранее неизвестные механизмы передачи такой наследственной информации через зародышевую плазму за последнее время начинают проявляться в связи с новыми достижениями биологии. Широко известны сложные формы поведения птиц, муравьев, пчел, которые проявляются без предварительного обучения.
Так, одна из разновидностей ос отыскивает жука определенного вида, поражает его жалом в нервную систему, парализуя ее своим ядом. В тело обездвиженного таким образом жука оса откладывает яйцо, из которого вырастает личинка, питаясь «живым консервом»—жуком.
Достигнув зрелости, личинка превращается в осу, которая впоследствии таким же образом откладывает яйца в тело жука и т. д. Отличие инстинктивных действий от произвольных в том, что, производя свои действия, оса не ставит себе какой-либо цели и не предвидит результата своих действий.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
Автоматическими действиями или автоматизмами называются действия, которые вначале были сознательными, но в результате упражнения освободились в какой-то степени от контроля сознания. Так, ребенок или, что в данном случае все равно, взрослый, обучаясь письму, выводит буквы сознательно. Он думает при этом, как соединить косой линией две палочки буквы «и» и куда загнуть хвостик буквы «с». После …
Десятки тысяч юношей и девушек узбеков, казахов, киргизов, таджиков, туркменов хотят стать и становятся инженерами, врачами, педагогами. Так обстоит дело в условиях советского социалистического государства. Это они, исторические, общественные и экономические условия вызвали новые стремления и волевые действия. Но и сами общественные условия также создаются согласованными волевыми действиями людей. Представляет интерес вопрос о свободе человеческой …
Как признание абсолютно свободной воли, так и отрицание воли — неверные и реакционные теории. Признание абсолютно свободной воли приводит к непознаваемости мира. Раз воля людей не подчиняется никаким закономерностям, то нельзя строить науку о развитии человеческого общества. Не менее вреден механический детерминизм. Он приводит к фатализму, к вере в неизбежную судьбу. В самом деле, если …
Неустойчивость интересов с быстрой их сменой является отрицательной чертой и зависит обычно от недостатков воспитания и образования. Существуют большие индивидуальные различия в интенсивности влечений. При некоторых психических заболеваниях, при шизофрении, а также при депрессиях, наблюдается патологическая слабость влечений и побуждений к действию. Такие больные ничего не желают. Когда я спросил одну девушку, больную шизофренией, что …
Поясним сказанное примером. Трое рабочих перевыполняют производственный план. Цель у них одинаковая,— выработать как можно больше изделий, но мотивы разные. Первый это делает для того, чтобы помочь заводу выполнить план, и таким образом способствовать скорейшему построению коммунизма в нашей стране. Это общественный мотив. Второй делает то же самое, чтобы побольше заработать и приобрести себе мотоцикл …
Больной психастенией, собираясь съездить в другой город, в течение трех дней многократно менял свое решение, продавал и вновь заказывал железнодорожные билеты, укладывал и распаковывал чемодан. В конце концов, когда поезд уже двинулся, он бежал по платформе за вагоном всё еще решая ехать или не ехать. После решения следует исполнение. Это часто самая трудная часть волевого …
В заключение этого очерка скажем несколько слов о воспитании воли. Развитие воли должно начинаться с детства. Элементы самостоятельности ребенка должны разумно сочетаться с дисциплинирующими влияниями в воспитании ребенка. Приучаясь к тому, что можно и что нельзя, приучаясь затормаживать и ограничивать своп желания, ребенок начинает развивать свою волю. Чрезвычайно вредно изнеживающее воспитание, при котором ребенку все …