Разделение людей на примитивные группы
Иногда, особенно в художественной литературе 19-го века, встречаются определения людей как «людей чувства», «людей воли», «людей разума». Такое разделение людей на три типа является упрощенным и примитивным. Дело в том, что развитие одной из этих сторон вовсе не должно сопровождаться ограничением других. Идеалом, к которому следует стремиться, повидимому является гармоничное развитие и богатство и интеллекта, и воли, и чувств.
В биографиях В. И. Ленина, М. Горького и многих писателей, революционеров, ученых мы видим подтверждение этого положения. С другой стороны, такое гармоничное, равномерное сочетание наблюдается не всегда, и мы видим большое количество людей, у которых та или иная сторона психической деятельности развита и проявляется больше.
Так, есть люди с ясным, точным интеллектом, но эмоционально суховатые, есть люди, при знакомстве с которыми на первый план выступает настойчивость, упорство, железная воля, и есть, наконец, люди с настолько яркими и богатыми чувствами, что они явно доминируют над интеллектом и волей. То, о чем мы говорим, согласуется и с выделенными И. П. Павловым художественным и мыслительным типами.
Воспитание чувств является неотъемлемой стороной воспитания вообще. Уже в раннем детстве проявляются чувства удовольствия и огорчения, а также чувство симпатии. На их основе дифференцируются и воспитываются более сложные чувства. Воспитание должно быть эмоциональным. Не следует воспитывать ребенка в бесстрастно холодной обстановке, чтобы не засушить нежные ростки его чувств.
Оценивая чувства по их социальной значимости, следует воспитывать чувства положительные и не допускать развития чувств отрицательных. Чувства любви, товарищества, дружбы, сострадания, чувства долга, самолюбия, стыда — все это положительные, при правильном их направлении, чувства.
Существенное значение в воспитании занимает развитие моральных чувств, то есть чувств, отражающих взаимоотношения людей и нравственные нормы поведения. Сама собой понятна исключительная важность развития интеллектуальных чувств, любознательности и интереса.
Не все правильно оценивают нужность развития эстетических чувств, связанных с восприятием красоты. Между тем, эстетические чувства, возбуждаемые искусством, живописью, музыкой, поэзией, литературой, способствуют развитию человека, делают его жизнь богаче и счастливее.
В задачи коммунистического воспитания входит также воспитание специфических чувств советских людей, чувства любви к родине, чувства коллективизма, чувства гуманизма, чувство радости труда.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович