При разнообразии эмоциональной жизни у людей, естественно, имеются большие различия, зависящие от возраста, пола, воспитания, образа жизни и деятельности, характера, темперамента и индивидуальных особенностей. Так, есть люди более и менее эмоционально возбудимые. У одних даже легкие раздражители вызывают выраженные эмоции, у других — для этого требуются значительно более сильные воздействия. В норме повышенная эмоциональная возбудимость имеется у детей. особенно в дошкольном возрасте.
Известно, как легко вызвать смех, слезы и другие эмоции у детей. Повышенная эмоциональная возбудимость имеется и при неврозах. Так, многие невротики плачут в кино, при чтении и вообще по малейшему поводу.
Здесь имеется сочетание повышенной возбудимости с недержанием эмоций. Повышенная эмоциональная чувствительность и ранимость встречается и в начале шизофрении.
От повышенной эмоциональной возбудимости следует отличать силу и стойкость чувств. Эмоции детей дошкольного возраста, например, не длительны. Эмоциональная неустойчивость характерна для истерии и других неврозов, она наблюдается также при склерозе мозговых сосудов.
При этом различные эмоции и настроения, положительные и отрицательные, чрезвычайно легко сменяют друг друга. Только что больная всплакнула и вот она уже весело смеется. При некоторых психических болезнях, особенно при далеко зашедших формах шизофрении наблюдается бедность эмоциональной жизни, доходящей до чувственной тупости, когда больные почти не испытывают никаких эмоций.
Один такой больной, получив известие о трагическом происшествии с его матерью, тяжело пострадавшей при крушении поезда, рассеянно заметил:
«Ну что ж, бывает, бывает, но интересно, почему это до сих пор не подают обеда!»
Наряду с описанными расстройствами при шизофрении встречаются неадэкватные эмоциональные реакции, когда эмоция не соответствует вызвавшему ее раздражителю.
Так, другой больной горько заплакал при виде окурка, лежащего на земле:
«Лежит бедный, одинокий, заброшенный, никому не нужный и некому его пожалеть!»
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович