Реакция тела на различные эмоции
При страхе расширяются зрачки («у страха глаза велики»). При различных эмоциях учащается или урежается частота дыхания, изменяется форма дыхательных движений, которые можно записать с помощью аппарата, называемого пневмографом, причем разные эмоции дают разные формы кривых. Меняется при эмоциях и частота пульса, кровяное давление, потоотделение, слюно и слезоотделение.
Эмоции активно влияют на двигательную деятельность желудка и кишечника, затормаживая или ускоряя ее. При сильном эмоциональном возбуждении меняется и состав крови. В ней обнаруживается больше сахара, чем в спокойном состоянии, что свидетельствует о повышенном выделении адреналина из надпочечников в кровь.
Среди многих телесных изменений, наблюдаемых при эмоциях, представляет интерес изменение электропроводимости кожи, что обнаруживается в виде психогальванического рефлекса. Достаточно сделать испытуемому на этой установке любое замечание, вызывающее эмоцию, например: «вы сегодня чудесно выглядите», или «сейчас я вас уколю иголкой», чтобы показатель на шкале прибора дал резкое отклонение.
Возможность объективной регистрации телесных компонентов эмоциональных состояний легла в основу попыток, предпринятых за рубежом, для построения аппаратов типа «лжи детектор» (lie detector) для обнаружения лжи. Эксперимент проводится в лаборатории, где у испытуемого с помощью специальных приборов записывается пульс, дыхание, кровяное давление, электропроводимость кожи и т. д. Ему задаются различные вопросы. Скрывание истины или лживые ответы связаны с эмоциональными переживаниями, которые могут быть обнаружены при чтении показаний приборов. Надо сказать, что вопрос о практическом значении этой методики еще недостаточно ясен.
Рассмотрим еще одну особенность эмоций. У ребенка отняли игрушку и он горько заплакал. Проходит 5—10 минут, он все еще продолжает плакать. Вы спрашиваете, почему он плачет, просите рассказать, кто его обидел. Ребенок отвечает, что он не знает и не может объяснить причины своих слез, он уже забыл, что у него отняли игрушку. Почему же он тогда плачет?
Оказывается, что если очаг возбуждения в коре мозга при эмоциях через подкорку возбуждает симпатическую нервную систему, вызывая эффекты ее действия — покраснение и побледнение лица, учащение сердцебиений, слезотечение и пр., то имеет место и обратное движение процесса возбуждения в нервной системе от периферии к центру, от слезной железы к подкорке и коре и т. д.
Таким образом, если вначале эмоция горя у ребенка была вызвана обидой, то в дальнейшем она поддерживается слезами, плача и т. п. Отсюда становится понятным, сдерживание внешних проявлений эмоций способствует их уменьшению или исчезновению и наоборот, усиливая внешние проявления эмоций, мы можем искусственно их увеличить и продлить.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович