Мышление и его расстройства
Нечеткое определение понятий — один из распространенных источников ошибок и затруднений в мышлении. Понятия развиваются в процессе обучения и практического конкретного опыта применения их в разнообразных условиях. Необходимо, чтобы учащиеся не только запоминали формулировки новых для них понятий, но научались бы свободно пользоваться ими. Так например, понятия, относящиеся к дробям, процентам, единицам электричества, химическим соединениям …
Можно, например, сравнивать стекло и пластмассу, колхозника и фермера, но нельзя сравнивать стекло и колхозника. Пренебрежение этим правилом может привести к бессмысленным спорам вроде детского спора о том, что лучше, генерал или шоколад. При анализе мы расчленяем сложный предмет на отдельные части, чтобы лучше в нем разобраться. Так поступаем и мы с вами, когда сложное …
Мышление — это, собственно говоря, и есть составление суждений и вывод умозаключений. Умозаключением называется новый вывод из двух или нескольких суждений. Простейший пример: 1-ое суждение — магазины по понедельникам закрыты. 2-ое суждение — сегодня понедельник. Вывод — сегодня магазины закрыты. Существуют определенные так называемые логические правила для вывода умозаключений. Нарушение этих правил ведет к серьезным …
При дедукции частный случай выводится из общего положения. Пример: все люди смертны. Иванов — человек. Следовательно, Иванов смертен. В практической деятельности логические умозаключения экономят время и освобождают нас от излишней работы. В приведенном простом примере, скажем, нам не надо наблюдать за Ивановым и проверять, действительно ли он смертен. При психических заболеваниях могут иметь место нарушения …
Оценка ума людей совсем не простое дело. Существует чрезвычайное разнообразие в свойствах и особенностях ума у отдельных людей. Среди различных качеств, которые сюда относятся, различают широту и глубину ума. Широта ума сказывается в умении охватить широкий и разнообразный круг вопросов и внести в них новое и ценное. Гениальные люди: Леонардо да Винчи, Ломоносов, Ленин, обладали …
Для исследования, сравнения и различия предлагается определить разницу между солдатом и милиционером, между ребенком и карликом, между братом отца и отцом брата и т. д. Способность к обобщению проверяется задачей назвать одним словом группу предложенных слов. Примеры: молоко, керосин, водка (жидкости); столяр, пианист, врач, швея (профессия); гнев, радость, любовь, зависть (чувства). Для этой же цели …
Лживый критянин Один критянин сказал, что все критяне лгут. Что же он солгал, или сказал правду? Если он сказал правду, то значит все критяне действительно лгут, и так как он тоже критянин, то и он солгал. Значит неверно, что критяне лгут, значит он тоже не лжет, значит он сказал правду, а раз так, то верно, …
Будем вести счет поколениям с вас (1-ое поколение). У вас есть или были отец и мать (2ое поколение). Каждый из ваших родителей также имел отца и мать (4 предка в 3ем поколении). Каждый из них также имел отца и мать (8 предков в 4ом поколении). Продолжая этот расчет, мы получим 16 предков в 5ом поколении, …
Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. «Непосредственная действительность мысли это язык»1,— писал Карл Маркс. По И. П. Павлову слова и речь образуют так называемую вторую сигнальную систему, лежащую в основе мышления Как уже говорилось, мышление — это операции, совершаемые над понятиями, а понятия выражаются словами. Вот хороший пример того, что мышление совершается главным …
При одностороннем изучении иностранных языков люди часто хорошо читают, то есть понимают письменную речь на этом языке и совершенно не могут говорить на нем. К сожалению, приходится встречать лиц, получивших среднее и даже высшее образование, у которых при хорошем развитии пассивной речи, активная речь, то есть умение формулировать и излагать свои мысли, развита слабо. Это …