Бред ревности
Одна из разновидностей бреда — бред ревности. Не всякая ревность, даже необоснованная, является бредом. При бреде имеется характерная убежденность, не основанная на реальных фактах, и паралогическое мышление, как это видно из следующего примера.
Частный случай
Больной К. 36 лет. ветеринарный врач. По характеру был общительным, трудолюбивым, умеренно веселым. Кроме сыпного тифа в детстве, детских инфекций и гриппа, ничем не болел. Женат 8 лет, имеет двух детей. До января этого года семейная жизнь протекала нормально, в частности жена не считала его особенно ревнивым. С января же стал без оснований ревновать жену.
Постепенно ревность усиливалась, и поведение больного приняло в связи с этим нелепый характер, вызвавший у жены, сослуживцев и знакомых сомнение в его психическом здоровье. Он постоянно укорял жену в измене, требовал признания, заявлял, что старший сын не его ребенок. Он являлся к жене на работу, укоряя ее сотрудников в сожительстве с ней, обещал уборщице на службе жены крупную сумму денег, если ей удастся разоблачить измену жены.
В связи с такими нарушениями поведения больной был помещен в психиатрическую клинику. В клинике он обнаруживал стойкий бред ревности с выраженным паралогическим мышлением. Больной рассуждал примерно так: «Жена стала за последнее время уделять мне меньше внимания, чем раньше, и стала более холодна. Значит у нее есть кто-то другой, значит она мне изменяет. Но кроме служебных часов, жена все время находится со мной, значит она изменяет мне на службе. Посетив несколько раз место работы жены, больной убедился, что во всех комнатах этого учреждения постоянно находится много людей, и только во время обеденного перерыва учреждение пустеет. Значит жена изменяет ему во время обеденного перерыва. Отдельная комната имеется только у начальника, значит она изменяет мужу с начальником. Когда больной явился к начальнику жены и предъявил последнему обвинение в сожительстве с его женой, то начальник растерялся и покраснел. Значит это правильно! Раз жена изменяет, то сын — не его сын. Но сын похож на больного. Это можно объяснить тем, что жене очевидно нравится определенный тип мужчин и любовник был похож на мужа, а значит и ребенок похож».
Бред высказывается в категорической форме и вначале не поддается разубеждению. Сознания болезни нет. Полагает, что жена «запрятала» его в клинику, чтобы использовать свою свободу для развратного поведения. При посещении жены по ее мимике, синякам под глазами и т. п. узнает, что она продолжает ему изменять.
Заявил, что врачи держат его в клинике, так как они подкуплены женой. Больной вежлив, словоохотлив, вне бреда рассуждает правильно. Каких-либо галлюцинаций не испытывает. Под влиянием проведенного лечения больной стал сомневаться в реальности своею бреда, а затем через 2 месяца наступило полное выздоровление с критическим отношением к перенесенному психическому заболеванию и бреду.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович