Мышление и речь (Одностороннее изучение иностранных языков)
При одностороннем изучении иностранных языков люди часто хорошо читают, то есть понимают письменную речь на этом языке и совершенно не могут говорить на нем.
К сожалению, приходится встречать лиц, получивших среднее и даже высшее образование, у которых при хорошем развитии пассивной речи, активная речь, то есть умение формулировать и излагать свои мысли, развита слабо. Это зависит от дефектов обучения в средней школе.
Необходимо не только при изучении родного языка, но и других предметов уделять внимание развитию активной речи у учащихся. В этом отношении следует предостеречь от злоупотребления докладами, рефератами и сообщениями, которые делают вслух по заранее написанному тексту.
Следовало бы по возможности заменять их свободным изложением. Во всяком случае следует запретить такую (к сожалению еще распространенную) форму докладов и сообщений, заранее написанный в текст которых представляет собой комбинацию чужих фраз, взятых из какого-то печатного текста. Такая форма работы является просто вредной с точки зрения развития активной речи.
Развитие речи включает в себя заботу о расширении словаря. Под словарем пассивной речи понимается сумма слов данного языка, значение которых известно человеку. Величина пассивного словаря колеблется в широких пределах в зависимости от возраста, развития, образования, профессии и т. д.
По данным американских психологов, пассивный словарь у взрослых со средним образованием колеблется между 11000 и 35000 слов. Активным словарем называется количество слов, которые человек сам употребляет в своей речи, а не только значение которых ему понятно. Активный словарь значительно меньше пассивного.
Так, у писателей, язык которых отличается особенным богатством, активный словарь не превышает 20000 слов. Эта цифра относится к словарю Шекспира — богатейшему из всех известных и подвергнутых подсчету. Само собой разумеется, что чем меньше словарь, чем меньше развиты понятия, тем с большим трудом осуществляется, как правило, мышление. Говоря об особенностях активной и пассивной речи надо отметить, что отдельным видам речи соответствуют разные центры в головном мозгу. Поэтому при некоторых поражениях мозга нарушается понимание чужой речи, а при других способность к активной речи.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович