Как мы мыслим? (Сравнение)
Можно, например, сравнивать стекло и пластмассу, колхозника и фермера, но нельзя сравнивать стекло и колхозника. Пренебрежение этим правилом может привести к бессмысленным спорам вроде детского спора о том, что лучше, генерал или шоколад.
При анализе мы расчленяем сложный предмет на отдельные части, чтобы лучше в нем разобраться. Так поступаем и мы с вами, когда сложное здание человеческой психики изучаем по частям (восприятие, внимание, чувства, мышление и т. д.) не будучи в состоянии охватить предмет сразу. Изучив отдельные части предмета, мы в дальнейшем объединяем полученные данные в одно целое, то есть производим синтез. Так на основании изучения отдельных отпечатков растений в каменном угле (анализ), мы воссоздаем картину доисторического леса.
Важное значение в процессе мышления имеет абстракция или отвлечение. Мы мысленно отвлекаем от вещей отдельные качества, например, температуры плавления металлов и затем оперируем с ними. Таким путем создаются абстрактные или отвлеченные понятия, например, слабость, тяжесть, справедливость. Таким образом, конкретные понятия (стол, дерево, луна) относятся к определенным цельным предметам или вещам, а абстрактные — к обобщенным отдельным свойствам предметов и явлений.
Связь между двумя или несколькими понятиями выражается в виде суждений. По существу любое словесное предложение является суждением. Если мы говорим: «снег белый», то в этом простом суждении устанавливается связь между понятиями «снег» и «белый» и указывается, что одно из них «белый» является свойством другого «снега».
Суждения могут быть утвердительными (зимой холодно) и отрицательными ( железо не растворяется в воде), категорическими (пойдет дождь) и предположительными (возможно пойдет дождь).
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович