Site icon Medkurs.ru

Как мы мыслим? (Нечеткое определение понятий)

Нечеткое определение понятий — один из распространенных источников ошибок и затруднений в мышлении. Понятия развиваются в процессе обучения и практического конкретного опыта применения их в разнообразных условиях. Необходимо, чтобы учащиеся не только запоминали формулировки новых для них понятий, но научались бы свободно пользоваться ими.

Так например, понятия, относящиеся к дробям, процентам, единицам электричества, химическим соединениям — развиваются односторонне, нечетко и неправильно, если не добиваться свободного оперирования ими с решением соответствующих задач. Большое значение имеет также разъяснение взаимосвязи, и разграничения понятий, например: чем отличается память от представления, какая разница между представлением и воображением и т. д.

При психических заболеваниях понятия могут существенно страдать. Встречается распад понятий, изменение и сгущение понятий с образованием новых патологических понятий — продукта болезни. Так, один из наших больных, страдавший шизофренией, пользовался им самим придуманным понятием «рембранты».

Он считал, что «рембранты» это «тайные правители в пожарной форме, гомосексуалисты и художники». Нетрудно расшифровать, что здесь имеется причудливый сплав из слов «Рем» (один из сподвижников Гитлера), «бранд» (корень, связанный с пожаром, например, брандмайор) и «Рембрандт» (знаменитый художник). Распад и исчезновение понятий встречается при психозах, связанных со слабоумием.

Размышляя над предметами и явлениями, мы пользуемся сравнением, анализом, отвлечением (абстракцией) и синтезом. При сравнении мы устанавливаем сходство и различие предметов и явлений. При сравнении надо убедиться, что предметы или явления являются сравнимыми.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Exit mobile version