Как мы мыслим?
Мышление оперирует понятиями. Понятия—это основной первичный элемент мышления. Понятие — это сумма общих и существенных признаков предмета или явления. Как, например, определяется понятие «млекопитающие»? Ответ: млекопитающие — это животные, вскармливающие детенышей молоком. Правильное определение понятий содержит признаки необходимые, основные и достаточные.
Вот еще примеры правильного определения понятий: четное число — это число, делящееся на два без остатка; слепота — это отсутствие зрения; толпа — это неорганизованное скопление людей; остров — это суша со всех сторон окруженная водой и т. д. Возможны и ошибочные или неправильные определения понятий. Приведем наиболее часто встречающиеся.
Определение понятия может быть слишком узким, например, растения — это деревья; злаки — это пшеница; металл — это железо. А вот примеры слишком широкого определения понятий: заяц — это животное; Петр 1й — царь.
Конечно, то, что заяц животное, а Петр 1-й — царь, правильно, но это слишком обще и недостаточно. Неправильными являются также чисто отрицательные определения, например: лягушка — не насекомое; аспирин не слабительное. Неполноценным является также определение понятия частным примером: честность — это когда не воруют; вежливость — когда сторонятся при встрече.
Совсем недопустимо, когда при попытке определить понятие пользуются тем же словом или корнем: старик — это когда человек старый; вкус — это когда что-нибудь вкусно или невкусно. Понятно, что такое тавтологическое определение понятия по существу ничего не разъясняет.
Развитие понятий имеет громадное значение в формировании ума и мышления. Существенно не только количество понятий и связанный с этим запас слов и знаний, но и точность, ясность, отчетливость понятий.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович