Как мы познаем мир?
На тесную связь мышления с восприятием указывает Мао Цзедун: «Для полного отражения всей вещи, отражения сущности вещи, отражения внутренней закономерности вещи, необходима функция мышления, переработка богатого материала чувственного восприятия, заключающаяся в отсеве шелухи и отборе зерен, удаления ложного и сохранения действительного, переходе от одного к другому, от внешнего к внутреннему».
Мышление, как и другие психические процессы, есть продукт мозга и осуществляется в головном мозге. В настоящее время в этом нет никаких сомнений.
Мы знаем, что при травмах мозгового вещества и при болезненных процессах в нем мышление нарушается, мы знаем, что полноценное мышление невозможно при недоразвитии мозга, мы знаем, что в процессе мышления в соответствующих областях коры головного мозга возникают электрические волны, которые могут быть записаны на бумагу (электроэнцефалография) и изучены.
С другой стороны, не надо забывать, что мышление, как и другие психические процессы у человека, развивается в процессе постоянного общения с другими людьми под влиянием воспитания, обучения и трудовой деятельности.
Таким образом, мышление не только биологическое, но и социальное явление. Сравнительно недавно в Индии было изучено несколько случаев, когда дети, заблудившиеся в лесу, в течение ряда лет жили без человеческого общества среди животных. Вопреки художественным произведениям типа «Тарзана», такие дети в действительности обнаруживают отсутствие членораздельной речи, человеческого мышления и резкое психическое недоразвитие, соответствующее глубокому слабоумию.
Мышление тесно связано с другими психическими процессами. Оно прежде всего опирается на память и пользуется памятью для своих операций. Оно связано и с вниманием. Без сосредоточения внимания мышление не является планомерным и продуктивным. Для решения больших и трудных мыслительных задач необходимо кроме того значительное волевое напряжение, то есть воля.
Мышление связано и с чувством. Мы радуемся, когда что-то открыли, поняли, мы негодуем на себя за совершенную ошибку и в то же время довольны, что обнаружили ее и т. д. Таким образом, было бы совершенно неправильно противопоставлять яркую жизнь чувств «сухому» мышлению. Мышление связано непосредственно с трудовой деятельностью ибо, познавая действительность, человек изменяет мир, воздействует на него. Иначе говоря, результаты мышления проявляются в деятельности людей.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович