Физиологические основы памяти
Специальные опыты показали, что через полчаса после заучивания может забываться до 40 процентов материала, или, что тоже самое, сохраняется в памяти около 60 проц. На следующий день в памяти останется 34 проц., через 3 дня — 25 проц., через 30 дней — 21 процентов (опыты Эббингауза). Таким образом, кривая забывания характеризуется быстрым падением в начале …
Так, один больной с легкой формой склероза мозговых сосудов рассказал следующее: «В воскресенье я проснулся позже, чем обычно. Был яркий солнечный день. Жена уже встала и была одета. Взглянув на нее, я испугался. Мне показалось, что я вижу ее впервые. Не то, чтобы я ее не узнал, но она стала какая-то другая, я и сам …
Психологи ставили следующие опыты. Ученикам предлагали выучить два отрывка одинаковой трудности. При этом указывалось, что первый отрывок будет спрошен на следующий день, а второй — через неделю. При проверках оказалось, что хотя ученики не повторяли материала, они помнили второй отрывок значительно дольше, чем первый. Следовательно, длительность хранения материала в памяти, в какой-то степени, зависит от …
Приведем стихотворение С. Маршака из книги «Часы и минутки», в котором отражены описанные соотношения. Мы знаем: время растяжимо.Оно зависит от того.Какого рода содержимымВы наполняете его.Бывают у него застои,А иногда оно течетНенагруженное, пустое —Пустых минут напрасный счет. Пусть равномерны промежутки, Что разделяют наши сутки, Но положив их на весы, Находим длинные минутки И очень краткие часы. …
Мы не только запоминаем и не только храним запомненное, но и воспроизводим его при определенных условиях. Воспроизведение может быть произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении поток воспоминаний приходит к нам помимо нашего желания. При произвольном воспоминании мы воспроизводим то, что нам в данное время нужно в соответствии с возникшей потребностью или поставленной задачей. Существенное значение …
Очень нередко в ответ на раздражитель у нас возникает слово или представление противоположного значения, например: богатый — бедный, жизнь — смерть, белый — черный, добрый — злой, молодость — старость, здоровье — болезнь и т. д. Такие ассоциации называются ассоциациями по контрасту. Среди различных типов ассоциаций надо еще упомянуть ассоциации по созвучию. Здесь одно слово …
В рассказе чешского писателя Карела Чапека «Эксперимент профессора Роусса» психолог с помощью ассоциативного эксперимента разоблачает преступника, подозреваемого в убийстве. Некто Суханек подозревается в убийстве шофера такси, который бесследно исчез недавно. Прямых улик нет. Подозреваемый категорически отрицает свою вину. — Подойдите, — строго сказал профессор Роусс. — Я не буду вас допрашивать. Я только буду произносить …
При произвольном воспроизведении ассоциации имеют определенный, направленный характер. Хорошим и простым, примером направленных ассоциаций может служить известный рассказ А. П. Чехова «Лошадиная фамилия». У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы. Ему советуют пригласить знахаря. Беда, однако, в том, что фамилию знахаря забыли. Известно только, что в ней есть что-то лошадиное. И вот все окружающие предлагают на …
Поскольку память тесно связана с интеллектом (умом), в большинстве случаев при хорошем уме мы имеем и хорошую память. Этот параллелизм, однако, не является обязательным. Встречаются очень умные люди, память которых оставляет желать лучшего. С другой стороны известны примеры, когда люди с умеренным интеллектом, И даже слабоумные обладали прекрасной памятью. Во всяком случае при прочих равных …
Роль упражнения вообще хорошо видна в так называемой профессиональной памяти. Опытный врач может одновременно помнить до 200—300 больных, основные симптомы их болезни и ход лечения, связывая индивидуальные особенности течения болезни с внешним обликом и фамилией больного. Эта способность, однако, развивается лишь постепенно в процессе профессиональной деятельности и постоянного упражнения памяти. Артисты приучаются запоминать длинные роли, …