Виды памяти (Примеры логической памяти)
Вспомните, что такое мандарин! Вы говорите, что это фрукт из семейства цитрусовых, он успешно разводится в Закавказье, полезен главным образом благодаря большому содержанию витамина «С». Это логическая память. Но одновременно в вашем сознании возник образ мандарина. Вы представляете себе сочный, золотистый, ароматный плод, как будто бы он в действительности лежит перед вами. Это образная память.
Кстати надо заметить, что какими бы яркими ни были наши представления, мы всегда знаем, что это только представления, а не реальность. Если эта грань исчезла, если представление отождествляется с реальностью, то это уже патология, это галлюцинация.
Хотя мы и пользуемся всеми видами памяти, но развиты они у разных людей не в одинаковой степени, как мы уже видели. В этом смысле можно говорить о людях с выдающейся логической памятью, с слабой образной и т. д. На основании того, что мы знаем о видах памяти, можно дать практический совет. Для лучшего воспроизведения надо постараться не только вспомнить то, что мы знаем о предмете, но и вызвать сто чувственный образ (представление), если это возможно.
Кроме описанных «видов» памяти, представляют интерес особенности, которые принято называть «типами» памяти. Одни люди лучше запоминают при чтении про себя (зрительный тип запоминания), другие лучше запоминают на слух (слуховой тип), третьи, когда сами повторяют вслух или записывают (двигательный тип). Каждый может легко проверить на себе, какой тип запоминания у него развит лучше, и пользоваться этим способом запоминания.
Далее, память у людей различается по быстроте запоминания, по его прочности или длительности, по количеству запоминаемого и по точности запоминания. Таким образом, характеризуя память человека, недостаточно ограничиваться простой оценкой «хорошая» или «плохая», а надо давать краткое описание се существенных особенностей у данного лица.
Вот характеристика памяти ученицы Людмилы К, 15 лет: все виды памяти развиты хорошо, за исключением двигательной. Последнее обстоятельство затрудняет несколько приобретение спортивных навыков и навыков ручного труда. Тип запоминания зрительный, в связи с этим плохо запоминает устные объяснения и легко запоминает при чтении про себя. Запоминает быстро и быстро же забывает. Качество запоминания не отличается точностью, чаще запоминает приблизительно и схематично. Недурная память на термины, названия, фамилии, цифры. Топографическая память (местность, карты, относительное расположение частей) плохая.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
- Что и почему мы запоминаем
- Ошибки и расстройства памяти (Глубокое забывание какого-нибудь периода)
- Что и почему мы запоминаем (Пример)
- Ошибки и расстройства памяти (Опыты)
- Что и почему мы запоминаем (Вспомогательные слова для запоминания)
- Ошибки и расстройства памяти (Узнавание)
- Что и почему мы запоминаем (Организация конспектирования)
- Ошибки и расстройства памяти («По гребле неровной и тряской»)
- Сохранение и забывание
- Ошибки и расстройства памяти (Явление «никогда не пережитого»)