Виды памяти (Автоматизмы)
Автоматизмами называются действия, которые вначале (при обучении им) совершаются сознательно, а в результате упражнения и развития навыка освобождаются от контроля сознания, по крайней мере частично. Так, обучающийся езде на велосипеде, вспоминает, что сейчас ему надо нажать правую педаль, а теперь левую. При крене велосипеда он вспоминает, что руль надо повернуть в сторону крена и т. д.
Когда же человек овладел техникой езды на велосипеде, он совершенно не думает об этих вещах и все необходимые для езды движения совершаются автоматически.
Так же обстоит дело при обучении письму, чтению (вначале — сознательное складывание слогов из букв и слов из слогов, а затем автоматизация этого процесса), танцам, стрельбе и т. д.
Аффективная или эмоциональная память — это память на чувства и переживания. Так же, как и в отношении других видов памяти, здесь мы встречаемся со значительными индивидуальными особенностями. Одни люди долго помнят о пережитых чувствах и ярко их воспроизводят.
Над чувствами других — прошлое меньше довлеет и они легко забывают пережитое, вернее забывается эмоциональная сторона переживаний, тогда как фактические обстоятельства могут оставаться в памяти. Беседуя с двумя лицами, пережившими одновременно крушение поезда, я установил, что один из них подробно воспроизводит все обстоятельства несчастного случая, но ничего не может сказать, то есть вспомнить, о том, что он сам в это время чувствовал.
Второй же смутно, путанно и неясно помнил о внешних подробностях, но очень точно описывал свои эмоциональные переживания: сначала недоумение, затем испуг, страх смерти, надежду, чувство благодарности к соседу, который помог ему освободиться от обломков, радость при выздоровлении и т. д. Анализируя эти высказывания, мы вправе заключить, что во втором случае эмоциональная память больше развита, чем в первом.
Вообще говоря, у каждого человека имеются все виды памяти: логическая, образная, аффективная и двигательная — и мы пользуемся обычно не одним, а двумя или несколькими видами памяти одновременно.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
- Что и почему мы запоминаем
- Ошибки и расстройства памяти (Глубокое забывание какого-нибудь периода)
- Что и почему мы запоминаем (Пример)
- Ошибки и расстройства памяти (Опыты)
- Что и почему мы запоминаем (Вспомогательные слова для запоминания)
- Ошибки и расстройства памяти (Узнавание)
- Что и почему мы запоминаем (Организация конспектирования)
- Ошибки и расстройства памяти («По гребле неровной и тряской»)
- Сохранение и забывание
- Ошибки и расстройства памяти (Явление «никогда не пережитого»)