Виды памяти (Основные виды памяти)
Среди основных видов памяти различают образную, логическую, двигательную и аффективную память. При образной памяти воспроизведение происходит в виде чувственных представлений или образов зрительных, слуховых и других. Яркость таких представлений памяти у разных людей неодинакова.
Некоторые люди видят зрительные образы воспоминаний настолько яркими, что они почти не отличаются от реальных восприятий; у других же чувственные образы памяти бледны, схематичны и неполны. Хорошо развитой образной памятью часто обладают артисты, писатели, музыканты, художники.
Известный английский портретист Рейнольде в течение некоторого времени изучал позировавшего ему человека, а затем писал портрет по памяти в отсутствии оригинала, как бы списывая портрет со зрительного образа, имеющегося в данное время в его сознании. Иногда способность к воспроизведению очень ярких зрительных образов памяти (так называемый эйдетизм) наблюдается в качестве временного явления у детей.
Мне пришлось наблюдать школьника, который мог в течение нескольких минут смотреть на страницу учебника и запоминал ее полностью. Он воспроизводил эту страницу слово в слово без всяких пропусков и ошибок. При этом мальчик мог точно сказать, где кончается одна строчка и где начинается другая, где по вине типографии перевернута буква, а также называл другие детали, из которых ясно, что он действительно как ^ьг видит страницу перед собой и, отвечая, считывает с зрительного образа.
Артисты, которые демонстрируют на эстраде опыты феноменальной памяти и моментально запоминают множество цифр, записанных на доске — обладают этой же особенностью и поступают таким же образом.
Логическая память — это память, связанная со 2-ой сигнальной системой, память на слова, понятия и различные связи, например, причинно-следственные связи между ними. Этот вид памяти в общем наиболее развит у людей, так как является специфически человеческим, когда как другие виды памяти могут быть и у животных. Под двигательной или моторной памятью имеют в виду память на движения и действия.
Она имеет большое значение для овладения трудовыми процессами (работа на станке, управление машиной) профессиональными и спортивными навыками. Двигательная память тесно связана с воспитанием автоматизированных движений или автоматизмов.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
- Что и почему мы запоминаем
- Ошибки и расстройства памяти (Глубокое забывание какого-нибудь периода)
- Что и почему мы запоминаем (Пример)
- Ошибки и расстройства памяти (Опыты)
- Что и почему мы запоминаем (Вспомогательные слова для запоминания)
- Ошибки и расстройства памяти (Узнавание)
- Что и почему мы запоминаем (Организация конспектирования)
- Ошибки и расстройства памяти («По гребле неровной и тряской»)
- Сохранение и забывание
- Ошибки и расстройства памяти (Явление «никогда не пережитого»)