Роль упражнения вообще хорошо видна в так называемой профессиональной памяти. Опытный врач может одновременно помнить до 200—300 больных, основные симптомы их болезни и ход лечения, связывая индивидуальные особенности течения болезни с внешним обликом и фамилией больного. Эта способность, однако, развивается лишь постепенно в процессе профессиональной деятельности и постоянного упражнения памяти.
Артисты приучаются запоминать длинные роли, музыканты—большие музыкальные произведения, которые исполняются солистами безошибочно и наизусть. Текстильщики могут различать, помнить и узнавать до 40 оттенков черного цвета, тогда как обычно мы различаем и помним только несколько оттенков.
У судебноследственных работников, имеющих дело с профессиональными преступниками, нередко развивается исключительная память на лица и обстоятельства, при которых они с этими лицами встречались.
Специальные виды памяти близки к профессиональным, но не обязательно связаны с определенными профессиями. К специальным видам памяти относится память на фамилии, на лица, на цифры и т. д. В отношении специальных видов памяти существуют большие индивидуальные различия между людьми.
Одни прекрасно запоминают фамилии, но не помнят цифр, другие легко усваивают цифры и формулы, но не запоминают лиц и т. д. Несмотря на наличие индивидуальных особенностей, специальные виды памяти также нередко поддаются упражнению.
Я знал одного научного работника, который вообще обладал недурной памятью, но совершенно не запоминал цифр.
В беседе с ним выяснилось, что еще в детстве в школе на уроках истории он плохо справлялся с хронологическими датами.
Учитель, большой любитель хронологии, увидев этот недостаток ученика, усилил свои требования к запоминанию дат.
Ученик отказался запоминать цифры, решив, что это для него невозможно, и в течение всей дальнейшей жизни избегал заучивания цифр, пользуясь в этих случаях записями и будучи уверен, что невозможность запомнить цифры — дефект его памяти. Я предложил этому научному работнику систематические простые упражнения по запоминанию цифрового материала. В результате этих упражнений дефект памяти довольно быстро был почти устранен.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович