Произвольное воспроизведение ассоциации (Интелект)
Поскольку память тесно связана с интеллектом (умом), в большинстве случаев при хорошем уме мы имеем и хорошую память. Этот параллелизм, однако, не является обязательным. Встречаются очень умные люди, память которых оставляет желать лучшего.
С другой стороны известны примеры, когда люди с умеренным интеллектом, И даже слабоумные обладали прекрасной памятью. Во всяком случае при прочих равных условиях хорошая память является ценным качеством, способствующим интеллектуальной деятельности.
Память может в широкой степени совершенствоваться, и развиваться посредством упражнения. Это касается как памяти вообще, так и специальных ее видов. Хорошим примером для иллюстрации упражняемости памяти может служить изучение иностранных языков.
Оказывается, что для изучения 1-го иностранного языка требуется гораздо больше времени, чем для 2-го, а для изучения 3го нужно еще меньше времени и т. д. Люди, владеющие многими иностранными языками, могут буквально за несколько месяцев изучить еще один язык.
Только благодаря такой упражняемости памяти возможно существование полиглотов, то есть людей, знающих 10—15 языков. При этом имеет значение не только сходство различных языков, облегчающих их изучение, но и упражняемость памяти с выработкой новых механизмов запоминания, с проторением нервных путей для запоминания и пользования запасами памяти.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
- Что и почему мы запоминаем
- Ошибки и расстройства памяти (Глубокое забывание какого-нибудь периода)
- Что и почему мы запоминаем (Пример)
- Ошибки и расстройства памяти (Опыты)
- Что и почему мы запоминаем (Вспомогательные слова для запоминания)
- Ошибки и расстройства памяти (Узнавание)
- Что и почему мы запоминаем (Организация конспектирования)
- Ошибки и расстройства памяти («По гребле неровной и тряской»)
- Сохранение и забывание
- Ошибки и расстройства памяти (Явление «никогда не пережитого»)