Site icon Medkurs.ru

Сохранение и забывание (Опыты поставленные психологами)

Психологи ставили следующие опыты. Ученикам предлагали выучить два отрывка одинаковой трудности. При этом указывалось, что первый отрывок будет спрошен на следующий день, а второй — через неделю. При проверках оказалось, что хотя ученики не повторяли материала, они помнили второй отрывок значительно дольше, чем первый. Следовательно, длительность хранения материала в памяти, в какой-то степени, зависит от того, на какой срок мы желаем запомнить.

Иногда приходится наблюдать, что студенты изучают предмет с установкой «сдать его», то есть сдать экзамен такого-то числа. При этом через короткое время после экзамена значительная часть материала забывается.

Если же имеется осознанная установка запомнить данные сведения на длительный срок или навсегда, как необходимое для дальнейшего учения или профессиональной деятельности, то при той же затрате энергии, знания запоминаются на значительно более долгий срок.

А вот простой пример, подтверждающий только что описанное положение. Один мой знакомый имел постоянный пропуск в театр в течение нескольких лет.

В некоторые периоды за ним было закреплено определенное место на длительный срок (сезон), в другие периоды на более короткий (неделя или декада), а временами место менялось при каждом посещении. Не прилагая для этого никаких специальных усилий, мой знакомый сезонное место помнил в течение всего сезона, декадное — примерно 10 дней, а разовое забывал сразу после спектакля. При воспитании своей памяти полезно учитывать, как мы видим, и роль установки на срок запоминания.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Exit mobile version