Сохранение и забывание (Опыты)
Специальные опыты показали, что через полчаса после заучивания может забываться до 40 процентов материала, или, что тоже самое, сохраняется в памяти около 60 проц. На следующий день в памяти останется 34 проц., через 3 дня — 25 проц., через 30 дней — 21 процентов (опыты Эббингауза).
Таким образом, кривая забывания характеризуется быстрым падением в начале и значительно более медленным — в дальнейшем. Надо заметить, что приведенные цифры получены при механическом запоминании. При осмысленном запоминании забывание выражено значительно меньше, но все же достигает значительных размеров. Какой вывод можно сделать из этого?
Перед учащимися и лицами, занимающимися самообразованием, часто возникает вопрос: пользоваться ли подробными руководствами и учебниками или же краткими конспективными материалами?
Очевидно, что там, где это возможно, лучше пользоваться подробными руководствами и первоисточниками. В самом деле, если вы запомнили 30 процентов материала, изложенного в кратком учебнике, этого может оказаться совершенно недостаточно, тогда как 30 процентов материала подробного руководства могут дать достаточно знаний.
Преимущества подробных руководств над краткими учебниками реальны в том случае, если учащийся правильно выделяет главное от второстепенного при запоминании. Кстати, это еще одно правило запоминания, о котором мы не упомянули раньше.
При неумении выделять главное — запоминание совершается неправильно: заучиваются второстепенные подробности и опускается существенное. Для того же, чтобы правильно выделить главное, надо его хорошо понять, осмыслить материал прежде, чем его заучивать.
Остановимся еще на одной интересной особенности сохранения и забывания. Мы имеем в виду запоминание «а определенный срок и роль установки на время при запоминании.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
- Что и почему мы запоминаем
- Ошибки и расстройства памяти (Глубокое забывание какого-нибудь периода)
- Что и почему мы запоминаем (Пример)
- Ошибки и расстройства памяти (Опыты)
- Что и почему мы запоминаем (Вспомогательные слова для запоминания)
- Ошибки и расстройства памяти (Узнавание)
- Что и почему мы запоминаем (Организация конспектирования)
- Ошибки и расстройства памяти («По гребле неровной и тряской»)
- Сохранение и забывание
- Ошибки и расстройства памяти (Явление «никогда не пережитого»)