Важным условием запоминания является правильная организация конспектирования. Составлением конспекта пользуются для запоминания значительного по объему материала. Только правильное конспектирование приносит пользу. Некоторые люди конспектируют таким образом, что, смотря в книгу, сокращенно переписывают текст книги в тетрадь.
Такое конспектирование мало помогает запоминанию, а следует поступать так: сначала прочтите один или несколько раз какой-нибудь раздел книги, представляющий в каком-то отношении самостоятельную часть. После того как данный раздел хорошо понят, следует изложить его в виде краткой записи на бумаге, не глядя при этом в книгу. Такое конспектирование существенно облегчает запоминание и способствует длительному сохранению материала в памяти. Даже спустя много лет достаточно перелистать такой конспект, чтобы освежить содержание книги в памяти.
Чередование предметов занятий и правильное чередование работы и отдыха также заметно способствует запоминанию, а равным образом вниманию, о чем уже говорилось в очерке о внимании. Через какие промежутки следует делать перерывы для отдыха и на какой срок?
Для старших школьников и для взрослых людей целесообразны обычные сроки: 40—50 минут занятий и 10— 15 минут перерыва. Для младших школьников необходимы еще два маленьких перерыва в течение урока в виде физкультминутки и т. п. При индивидуальных, самостоятельных занятиях каждый может сам для себя определить наиболее целесообразный режим работы и отдыха. Надо только помнить, что многочасовая умственная работа, связанная с запоминанием, без перерывов вредна и непродуктивна.
То, что повторение — мать учения, знает каждый ребенок. Но не каждый взрослый, не говоря уже о детях, знает как надо повторять. Для выяснения этого вопроса психологи ставили ряд опытов. Например, определенный материал заучивался при помощи 24 повторений. Одни испытуемые проделали эти 24 повторения за 4 дня, другие за 6 дней, а третьи за 8 дней, а последние растянули 24 повторения на 12 дней. Оказалось, что лучше всего запоминали материал те, кто повторял через большие промежутки времени. В другой серии опытов материал повторяли через полчаса, через два часа или раз в сутки. Материал при этом повторялся до полного запоминания. Оказалось, что при повторении через полчаса потребовалось 11 раз повторить, чтобы запомнить.
Значительно меньше, всего 7 повторений, потребовалось для делавших двухчасовые перерывы и только 4 раза пришлось повторить материал, чтобы его хорошо запомнить тем, кто делал это раз в сутки. Изложенные опыты показывают, что следует повторять через большие промежутки времени, если имеется такая возможность.
Подобно произвольному и непроизвольному вниманию существует произвольное и непроизвольное запоминание. При непроизвольном запоминании мы случайно, помимо нашего желания, запоминаем те или иные события, при произвольном — мы сознательно направляем нашу волю и внимание на запоминание определенных вещей.
В этом случае все, что может отвлечь наше внимание, всякие посторонние раздражители мешают запоминанию. Поэтому тишина и отсутствие лишних раздражителей в помещениях для занятий способствуют лучшему запоминанию.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович