Питание и здоровье
Питание и здоровье

Особенности питания различных групп людей

Медицина в фото
Медицина в фото

Уникальные медицинские фото: органы, болезни, паразиты

Планирование беременности и зачатие
Планирование беременности

Рождение ребенка – важный шаг в жизни каждой семьи

Справочник по психиатрии
Справочник по психиатрии

Симптомы, диагноз, развитие, лечение

Что и почему мы запоминаем (Организация конспектирования)

Важным условием запоминания является правильная организация конспектирования. Составлением конспекта пользуются для запоминания значительного по объему материала. Только правильное конспектирование приносит пользу. Некоторые люди конспектируют таким образом, что, смотря в книгу, сокращенно переписывают текст книги в тетрадь.

Такое конспектирование мало помогает запоминанию, а следует поступать так: сначала прочтите один или несколько раз какой-нибудь раздел книги, представляющий в каком-то отношении самостоятельную часть. После того как данный раздел хорошо понят, следует изложить его в виде краткой записи на бумаге, не глядя при этом в книгу. Такое конспектирование существенно облегчает запоминание и способствует длительному сохранению материала в памяти. Даже спустя много лет достаточно перелистать такой конспект, чтобы освежить содержание книги в памяти.

Чередование предметов занятий и правильное чередование работы и отдыха также заметно способствует запоминанию, а равным образом вниманию, о чем уже говорилось в очерке о внимании. Через какие промежутки следует делать перерывы для отдыха и на какой срок?

Для старших школьников и для взрослых людей целесообразны обычные сроки: 40—50 минут занятий и 10— 15 минут перерыва. Для младших школьников необходимы еще два маленьких перерыва в течение урока в виде физкультминутки и т. п. При индивидуальных, самостоятельных занятиях каждый может сам для себя определить наиболее целесообразный режим работы и отдыха. Надо только помнить, что многочасовая умственная работа, связанная с запоминанием, без перерывов вредна и непродуктивна.

То, что повторение — мать учения, знает каждый ребенок. Но не каждый взрослый, не говоря уже о детях, знает как надо повторять. Для выяснения этого вопроса психологи ставили ряд опытов. Например, определенный материал заучивался при помощи 24 повторений. Одни испытуемые проделали эти 24 повторения за 4 дня, другие за 6 дней, а третьи за 8 дней, а последние растянули 24 повторения на 12 дней. Оказалось, что лучше всего запоминали материал те, кто повторял через большие промежутки времени. В другой серии опытов материал повторяли через полчаса, через два часа или раз в сутки. Материал при этом повторялся до полного запоминания. Оказалось, что при повторении через полчаса потребовалось 11 раз повторить, чтобы запомнить.

Значительно меньше, всего 7 повторений, потребовалось для делавших двухчасовые перерывы и только 4 раза пришлось повторить материал, чтобы его хорошо запомнить тем, кто делал это раз в сутки. Изложенные опыты показывают, что следует повторять через большие промежутки времени, если имеется такая возможность.

Подобно произвольному и непроизвольному вниманию существует произвольное и непроизвольное запоминание. При непроизвольном запоминании мы случайно, помимо нашего желания, запоминаем те или иные события, при произвольном — мы сознательно направляем нашу волю и внимание на запоминание определенных вещей.

В этом случае все, что может отвлечь наше внимание, всякие посторонние раздражители мешают запоминанию. Поэтому тишина и отсутствие лишних раздражителей в помещениях для занятий способствуют лучшему запоминанию.


«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Далее по теме: