Студенты медицинских вузов, при изучении топографической анатомии, для запоминания порядка расположения артерий, вен и нервов пользуются словами вроде «Нева», для запоминания порядка нерввенаартерия в соответствии с порядком букв в слове «Нева». Впрочем, пользование такими мнемоническими правилами не так велико, потому что их не всегда удается придумать.
Мы хорошо запомнили «Молодую гвардию» А. Фадеева, а другой, показавшийся нам скучным, роман забыли через неделю.
От чего это зависит?
Оказывается, что чем больше чувств возбуждают у нас художественные, политические и научные произведения, и чем ярче эти чувства, тем лучше они запоминаются. Таким образом, запоминание тесно связано с чувствами или эмоциями.
Используя это обстоятельство, докладчики, лекторы, педагоги должны стараться преподносить материал так, чтобы он вызывал определенные эмоции, будил бы чувства радости, гнева, сочувствия и т. д. у слушателей и учащихся, что способствует поддержанию внимания и запоминанию.
Все, что мы запоминаем, воспринимается нами через органы чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Оказывается, что чем больше органов чувств или рецепторов участвует в восприятии запоминаемого, тем лучше запоминание.
В самом деле, для того, чтобы лучше всего запомнить устройство и механизм действия автомобильного двигателя, нужно и почитать про него, и посмотреть на чертежи и модели (зрительный рецептор), и прослушать соответствующие объяснения (слуховой рецептор), и самому повозиться с двигателем и его частями, разбирая и собирая их, пуская в ход и т. д. (запоминание через мышечные и осязательные ощущения). Из этого правила, как видите, вытекает преимущество наглядного обучения.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович