Физиологические основы памяти
Память — одна из важнейших психических функций. Современный уровень развития человечества и культуры был бы невозможен, если бы в процессе эволюции, наряду с другими психическими процессами, не развилась бы память. Без памяти люди не знали бы своего прошлого и не могли бы предвидеть будущего, ибо функция памяти — объективное отражение прошлого.
Память является необходимой предпосылкой для всякого обучения. Отсюда понятен большой интерес, который проявляют самые широкие круги населения к закономерностям, связанным с памятью, запоминанием, забыванием, к возможностям улучшения памяти, к ее расстройствам и недостаткам, а также к мерам для их устранения и предупреждения. В настоящем очерке мы постараемся осветить эти вопросы.
Мы постоянно получаем большое количество ощущений, впечатлений, восприятий от окружающего нас мира и из нашего собственного тела.
Воздействуя на клетки мозга, эти ощущения вызывают в них какие-то материальные изменения. Эти изменения не проходят бесследно, а сохраняются к каком-то виде в клетках.
Так вот, в основе памяти и лежит способность живой материи сохранять отпечатки или следы раннее воспринятых раздражений (впечатлений) и, при особых условиях, воспроизводить их. Память хорошо выражена уже у животных, но особенного развития она достигла у человека.
Процессы памяти осуществляются в нервных клетках коры головного мозга. Если кора страдает от ранений или болезней, то при этом наблюдаются расстройства памяти различных видов и степеней, с чем мы познакомимся ниже. Изучение этих поражений показывает, что
в работе памяти принимает участие вся, или почти вся, кора мозга. В этом отношении существует различие между памятью и некоторыми другими психическими процессами, например речью, для которой существуют более ограниченные центры в головном мозгу.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
Задача памяти—отражение прошлого, осуществляется при помощи следующих основных функций памяти: запоминания, сохранения запомненного, узнавания и воспроизведения или репродукции хранящегося в памяти материала. Начнем наше знакомство с психологией памяти — с запоминания. Мы знаем, что в одних случаях мы запоминаем легко, в других — хуже. Некоторые вещи запоминаются быстро и надолго, другие же с трудом и …
Человеческая память несовершенна. Расстройства ее могут охватывать как все функции памяти, так и в отдельности запоминание, сохранение и воспроизведение. При старческих и предстарческих психозах, при интоксикационных, инфекционных и травматических поражениях мозга может нарушаться способность запоминания. Она или понижена, или в тяжелых случаях запоминание совершенно невозможно. Такие больные не в состоянии, например, запомнить, как зовут лечащего …
Два студента спорят о том, правильно ли включен в программу определенный материал. Первый студент считает, что материал этот совершенно необходим для будущего специалиста, второй студент убежден, что материал бесполезен и учить его надо только потому, что таковы требования. При одинаковой затрате времени и примерно одинаковых способностях первый студент запомнил задание гораздо лучше. Итак, прежде чем …
Глубокое забывание какого-нибудь периода жизни называется амнезией и встречается при травматических поражениях мозга и при некоторых других заболеваниях. Это тяжелые расстройства. Амнезия может охватывать прошлое, начиная с какого-нибудь момента, и тогда мы имеем «человека без прошлого», сюжет, неоднократно использованный в художественной литературе и кино. Мы наблюдали студента-медика последнего курса, который во время катания на коньках …
Студенты медицинских вузов, при изучении топографической анатомии, для запоминания порядка расположения артерий, вен и нервов пользуются словами вроде «Нева», для запоминания порядка нерввенаартерия в соответствии с порядком букв в слове «Нева». Впрочем, пользование такими мнемоническими правилами не так велико, потому что их не всегда удается придумать. Мы хорошо запомнили «Молодую гвардию» А. Фадеева, а другой, …
Психологи ставили следующие опыты. Во время лекции, неожиданно для присутствовавших, в аудиторию с шумом ворвались несколько человек. Что-то выкрикивая, они гнались друг за другом, очевидно продолжая начатую ссору, а затем покинули аудиторию. Тогда присутствовавшим было предложено записать, что же собственно говоря, они видели и слышали. Оказалось, что полученные ответы довольно неточны и разноречивы. Так, большинство …
Важным условием запоминания является правильная организация конспектирования. Составлением конспекта пользуются для запоминания значительного по объему материала. Только правильное конспектирование приносит пользу. Некоторые люди конспектируют таким образом, что, смотря в книгу, сокращенно переписывают текст книги в тетрадь. Такое конспектирование мало помогает запоминанию, а следует поступать так: сначала прочтите один или несколько раз какой-нибудь раздел книги, представляющий …
В узнавании как бы объединяется восприятие с воспоминанием. При восприятии, которое включает осмышление воспринятого, возникают по ассоциации воспоминания о таких же или только похожих восприятиях в прошлом. Отсюда возникает чувство знакомости воспринятого и может произойти отождествление данного восприятия с прежними, то есть узнавание предмета. Этот процесс происходит обычно скорее, чем требует его описание, то есть …
Мы познакомились с загрузкой «склада» памяти. Посмотрим, как же сохраняется в памяти все, что мы непроизвольно запечатлели или произвольно запомнили и заучили. Оказывается, что если сравнивать память со складом, то это не слишком хороший склад. В нем наряду с доброкачественным хранением имеет место усушка, утруска, порча и исчезновение товаров. Многое из того, что мы помнили, …
Симптомы уже виденного ярко описывает А. К. Толстой в стихотворении «По гребле неровной и тряской». По гребле неровной и тряской, Вдоль мокрых рыбачьих сетей, Дорожная едет коляска, Сижу я задумчиво в ней, — Сижу и смотрю я дорогой На серый и пасмурный день, На озера берег отлогий. На дальний дымок деревень. Мне кажется все так …