Устойчивость и утомляемость внимания (Отвлекаемость внимания)
Отвлекаемость внимания
Существуют два вида отвлекаемости внимания. Вы читаете книгу, перелистываете страницы и вдруг ловите себя на том, что вы совершенно потеряли нить изложения и не знаете, о чем вы только что читали, а ваши мысли ушли куда-то далеко от книги и не имеют подчас ничего общего с ее содержанием.
В приведенном примере речь идет о внутренней отвлекаемости, поскольку внимание отвлечено вашими внутренними переживаниями. Кроме причин, о которых уже упоминалось (неинтересный объект, утомление, непонятный материал), внутренняя отвлекаемость наблюдается при наличии сильных переживаний, сильных неудовлетворенных желаний.
Сильные чувства или желания создают сильные очаги возбуждения в мозгу, с которыми не может конкурировать более слабый очаг возбуждения, связанный с вниманием. Понятно, что для внимательных и успешных занятий человек должен быть спокоен.
В другом случае нас не отвлекают мысли и внутренние переживания, но, слушая доклад или лекцию, мы невольно следим за поведением соседей, улавливаем ненужные нам посторонние раздражения. Вот кто-то хлопнул дверью, а сейчас сосед чихнул, у когото упала книжка, в окно залетела бабочка и т. д. Здесь мы имеем внешнюю отвлекаемость внимания, поскольку оно нарушается внешними раздражителями.
Отвлекаемость внимания часто называют рассеянностью. Есть два основных вида рассеянности. В одном случае она зависит от внешней и внутренней отвлекаемости внимания, с чем мы уже познакомились. Такой рассеянный человек не может надолго сохранить свое внимание, отвлекаясь внешними раздражителями и посторонними мыслями. Другой вид рассеянности наоборот зависит от глубокой концентрации внимания на одном предмете.
Так, ученый, обдумывающий свое открытие, бывает настолько поглощен этим, что все его внимание полностью сосредоточено на занимающей его проблеме. При этом он может не слышать обращенные к нему вопросы, отвечать невпопад, не замечать встречных знакомых и т. д. Этот вид рассеянности в преувеличенно карикатурном виде хорошо описан Д. Свифтом в путешествии Гулливера в Лапуту.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович