Что способствует и что мешает вниманию?
Внимание — очень подвижный и изменчивый процесс. Есть много внешних и внутренних причин, которые на него влияют. Мы уже говорили, что к сильным раздражителям внимание привлекается легче, чем к слабым. Всякий знает, как трудно долго и внимательно следить за очень тихой речью собеседника, докладчика или преподавателя.
С другой стороны, очень сильные раздражители быстро утомляют внимание. Поэтому слишком громкая речь, переходящая в крик, не способствует поддержанию внимания. Известно также, что монотонные, однообразные раздражители быстро утомляют внимание и вызывают сонливость, то есть сонное торможение. Поэтому, если вы хотите, чтобы вас внимательно слушали в течение длительного времени, надо заботиться и о громкости, и о выразительности речи, пользуясь модуляциями голоса и интонациями.
Внимание зависит с одной стороны, от особенностей предмета или объекта, который его вызывает, а с другой стороны, от состояния и особенностей человека, у которого внимание возникает.
Особенно тесно внимание связано с потребностями и интересами. Так, кошка не реагирует на громкие звуки рояля и вся отдается вниманию, когда под полом тихо скребется мышь. Голодный человек на улице обращает внимание на кулинарные запахи, вывески пищевых предприятий и т. п., а сытый проходит мимо этого, не обращая внимания.
Поэтому занимательность, интересность объекта поддерживают внимание, а на предметах скучных нам трудно сосредоточивать его. Отсюда ясно, какое большое значение имеет живость и занимательность изложения. А что же делать, если предмет нашего изучения нужен, но неинтересен? Здесь вниманию способствует осознание важности и необходимости дела. Такое внимание называется опосредованным. Так, охотник внимательно следит за движениями травы. Между тем трава сама по себе его не интересует и не могла бы привлечь его внимания, если бы движения травы не отражали передвижения спрятавшегося в траве животного.
Внимание тесно связано с пониманием, осмышлением предмета. К тому, что дает пищу уму, причем благодарную пищу, то есть может быть понято, внимание привлекается легко. То, что невозможно для понимания или, наоборот, слишком просто и хорошо известно — не удерживает внимания. Так невозможно внимательно следить за речью на незнакомом языке.
Чем меньше внешних и внутренних раздражителей, тем легче поддерживать произвольное внимание на одном из них. Поэтому легче заниматься в тишине и труднее — в шумном помещении.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович