Раздражители из внешнего мира, зрительные, слуховые, обонятельные и другие, вызывают у нас ощущения. Это происходит только в том случае, если раздражения обладают достаточной величиной или силой. Очень слабые звуки мы не слышим, слишком слабые запахи не ощущаем, мелкие и мало освещенные предметы не видим.
Внимание повышает порог ощущения. Так, мы не слышим очень тихий звук, пока внимательно не прислушаемся. Если вы уронили на пол мелкий предмет, надо внимательно присмотреться, чтобы его увидеть. В словах «смотреть», «присматриваться», «слушать», «прислушиваться», «принюхиваться» и т. д. имеется в виду направленность внимания на объект, тогда как глаголы «видеть», «слышать» и т. п. могут обозначать и пассивное восприятие.
В одних случаях окружающие нас вещи и явления сами привлекают наше внимание, помимо нашего желания, случайно. Такое внимание называется непроизвольным. В других случаях мы сознательно, нарочито направляем наше внимание на данный предмет с определенной целью. Такое внимание называется произвольным.
Непроизвольное внимание часто служит нам для первого знакомства с предметом, произвольное — для более подробного, углубленного его изучения. Впрочем, разница между обоими видами внимания не так уж велика. Произвольное внимание может переходить в непроизвольное и наоборот.
Во время прогулки в горах к вашим ногам скатился блестящий камешек, который привлек ваше непроизвольное внимание и вы взяли его в руки. Заподозрив, что это ценный минерал, вы ставите себе задачу как следует его изучить, и непроизвольное внимание при этом переходит в произвольное.
А вот другой пример.
Ученик, выполняя домашнее задание учителя, читает «Мертвые души» Н. В. Гоголя (произвольное внимание). В процессе чтения художественное произведение увлекает его и он даже забывает об уроке и задании (переход в непроизвольное внимание).
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович