Восприятия (Переживания и восприятия счастливого Левина из «Анны Карениной»)
Хорошим примером влияния настроения на восприятие могут служить описанные Л. Н. Толстым переживания и восприятия счастливого Левина из «Анны Карениной»:
«…Левин вышел на крыльцо. Извозчики, очевидно, его знали. Они с счастливыми лицами окружили Левина споря между собой и предлагая свои услуги. Стараясь не обидеть других извозчиков и обещав с ними тоже поездить, Левин взял одного и велел ехать к Щербацким. Извозчик был прелестен в белом, высунутом из под кафтана и натянутом на налитой, красной, крепкой шее вороте рубахи. Сани у этого извозчика были высокие, ловкие, такие, на каких Левин уже после никогда не ездил, и лошадь была хороша и старалась бежать, но не двигалась с места».
(Л. Н. Толстой, собр. соч., т. 8, стр. 428, 1952 г.)
Оптические иллюзии
Вот как воспринимал мир влюбленный и счастливый Левин. А когда у нас
дурное настроение, то подчас любимые нами вещи кажутся уродливыми,
ловкие движения — неповоротливыми, доброжелательные взгляды —
насмешливыми или злобными.
До сих пор мы говорили о незначительных, в общем, изменениях восприятия под влиянием преимущественно эмоциональных переживаний.
Расстояние
между клювами ласточек от А до Б кажется длиннее, чем от Б до В, тогда
как на самом деле эти расстояния равны. При сравнении вертикальных линий
А и Б (в средней части рисунка) линия Б воспринимается как более
короткая. Между тем обе линии одинаковы. В нижней части рисунка (С)
параллельные линии внутренних квадратов кажутся сходящимися.
Такого рода иллюзии зависят от того, что мы невольно воспринимаем не заданную часть предмета, а весь рисунок в целом. При этом пустое пространство между клювами ласточек кажется большим, чем заполненное фигурами.
Таким же образом дополнительные линии в средней части рисунка в одном случае «удлинняют», а в другом «укорачивают» вертикальную линию. Дело, следовательно, в том, что целое влияет на восприятие части на основании той же закономерности среднего роста человек кажется выше, если мы его видим в окружении детей, и наоборот, мы воспримем его как маленького на фоне великанов. Описанные иллюзии используются между прочим в кино.
Так, чтобы показать сказочный персонаж — крохотного человека, снимают человека нормального роста на фоне гигантских предметов обстановки, специально для этого изготовленных.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович