Существуют интересные психофизиологические особенности ощущений. Очень слабые раздражения не дают ощущения. Наименьшая сила раздражения, вызывающая ощущение, называется порогом ощущения. Чувствительность к раздражителям может быть повышена в результате тренировки. Так, например, охотник или разведчик научаются улавливать малейшие изменения окружающего пейзажа, самые незначительные шорохи и т. д.
Изменение чувствительности вследствие приспособления органов чувств к раздражителю называется адаптацией Выйдя из светлого помещения в плохо освещенное, мы сначала ничего не видим, но постепенно начинаем различать окружающее и затем видим все лучше и лучше. При адаптации к темноте чувствительность увеличивается в десятки тысяч раз. Другой пример адаптации — постепенное уменьшение чувствительности к неприятным запахам, испорченному воздуху.
Различная сила ощущений кроме интенсивности раздражителя зависит еще от фона. Так, темный цвет на светлом фоне кажется еще темнее, а светлый цвет на темном фоне светлеет. Ощущения холодного обостряются после горячего, кислого — после сладкого, сладкого — после соленого.
Это так называемые явления контраста. Длительно действующие однообразные ощущения могут продолжаться и по прекращении раздражителя. Это так называемое последействие.
В качестве примера можно привести рыболова, часами наблюдающего за движениями поплавка. После того как он давно покинул место рыбной ловли, перед глазами все еще рябит вода и подпрыгивает поплавок. Последействие — это следовой условный рефлекс
Можно ли доверять нашим ощущениям?
Некоторые философы-идеалисты заявляют, что ощущения будто бы отражают особенности наших органов чувств, а не свойства реальных предметов окружающего мира. Так, по их мнению, человек видит листья деревьев зелеными, а мухи, у которых глаза устроены иначе, возможно видят листья красными. Каковы же листья в действительности — нам не дано познать. В противовес подобным теориям непознаваемости мира марксистская философия
утверждает, что наши ощущения и восприятия являются отражением окружающего нас мира. Объективная действительность, как говорил В. И. Ленин, копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями и существует независимо от них.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович