Внутреннее, активное торможение (При ультрапарадоксальной фазе)
При ультрапарадоксальной фазе положительные раздражители могут вызвать тормозный эффект и наоборот.
Примером может служить болезненное упрямство или негативизм у детей, когда ребенок на предложение встать — садится, на предложение говорить — молчит и т. д. При дальнейшем расстройстве высшей нервной деятельности наступает фаза полного торможения, когда любые раздражители остаются без ответа Учение о гипнотических фазах имеет большое значение для понимания различных аномалий поведения, в частности при неврозах и психозах.
Громадное значение физиологического учения об условных рефлексах и о механизмах высшей нервной деятельности в том, что это учение позволяет объективными естественнонаучными методами изучать основы психической деятельности, ее общие механизмы и законы.
Изучением субъективных переживаний человека, его сознания, восприятий, мыслей, чувств занимается психология. Советская психология опирается на физиологию высшей нервной деятельности и на законы исторического материализма. Психика человека связана с общественноисторическими условиями, в которых он живет.
Психология, как наука, пользуется различными методами. Основными методами психологии, как и многих других наук, являются наблюдение и эксперимент. Наблюдение может быть внешним, когда наблюдается течение психических процессов у других людей, или же самонаблюдением, при котором наблюдатель анализирует собственные психические переживания.
Психологические опыты или эксперименты могут проводиться как в естественных условиях, так и в специальной лабораторной обстановке. Большое значение для изучения психики имеет также анализ биографий и продуктов творчества людей.
Предметом изучения психологии являются ощущение и восприятия, представления, память, внимание, мышление, речь, чувства, воля и деятельность. Кроме отдельных психических процессов, психология изучает личность человека в целом, его потребности и интересы, способности и одаренность, темперамент и характер.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович
- Центральная нервная система
- Центры на наружной поверхности головного мозга
- Рефлекс или «отраженное действие»
- Понимание физиологических механизмов
- Схема сложной рефлекторной дуги
- Условия для образования условного рефлекса
- Ощущения и впечатления, воспринимаемые организмом
- Образования условных рефлексов
- Внутреннее, активное торможение