Site icon Medkurs.ru

Внутреннее, активное торможение

Большое значение в повелении человека имеет так же внутреннее, активное торможение. Поведение людей оценивается не только по тому, что они делают, но и по тому, чего они не делают. Способность отказываться от удовлетворения своих желаний и потребностей, от непосредственного проявления своих чувств — это есть проявление внутреннего, активного торможения.

Наличие очага возбуждения или торможения в определенном пункте коры головного мозга влияет на состояние других ее участков. В зависимости от ряда условий здесь могут встречаться различные возможности. В одних случаях мы имеем распространение, иррадиацию процесса, который из ограниченного очага как бы разливается по всей коре мозга. Приведем пример иррадиации торможения.

При насыщении во время еды пищевой центр, который ранее был в возбужденном состоянии,— затормаживается. Волна торможения разливается по всей коре, постепенно охватывая ее и вызывая сонливость или даже сон. А вот простой пример иррадиации возбуждения: меня сегодня очень рассердил X. и в результате я сердит не только на него, но на все и на всех. В других случаях мы имеем не иррадиацию, а концентрацию процессов в определенном пункте, например концентрация возбуждения у человека, занятого напряженным обдумыванием какого нибудь вопроса.

При утомлении и истощении нервной деятельности, при перенапряжении нервных процессов, при столкновении («сшибке» по И. П. Павлову) положительных и тормозных раздражителей, при болезненных нарушениях развиваются расстройства высшей нервной деятельности, которые И П. Павлов обозначил как фазные изменения деятельности коры головного мозга или гипнотические фазы.

Прежде всего возникает так называемая уравнительная фаза. Если в нормальных условиях сильные раздражители вызывают сильную реакцию, а слабые раздражители — слабую, то здесь эта разница теряется. Пример уравнительной фазы — уставшая лошадь, которая и на легкое понукание и на удар бича реагирует одинаково незначительным ускорением хода.

При дальнейшем нарушении высшей нервной деятельности возникает парадоксальная фаза, при которой слабые раздражители дают больший эффект, чем сильные.

Так капризный ребенок часто слушается при спокойном и тихом обращении к нему и не реагирует на резкие, громкие требования и приказы.

«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович

Exit mobile version