Основным условием для образования условного рефлекса является повторное совпадение во времени двух раздражителей: одного, вызывающего безусловный рефлекс, и другого — безразличного. Поясним сказанное примером. Если раздражать лапу собаки электрическим током, то лапа отдергивается. Это уже знакомый нам безусловный оборонительный рефлекс. Попробуем перед включением тока зажигать лампочку.
После нескольких повторений такой комбинации «свет+ток», мы увидим, что собака отдергивает лапу на один только свет, даже если его не сопровождать электрокожным раздражением.
Образовался условный рефлекс отдергивания лапы на раздражитель (свет), который ранее был для собаки безразличным. Как показал И. П. Павлов, условные рефлексы лежат в основе привычек, воспитания, дрессировки и т. п.
Они имеют огромное значение в нашей жизни. Если человек отдергивает руку при приближении горячего предмета — это условный рефлекс. Он образовался в детстве, после того как ребенок обжегся несколько раз, прикоснувшись к горячему.
После этого один вид горячего предмета (ранее безразличный раздражитель) вызывает условный рефлекс.
Когда при виде лимона мы испытываем кислый вкус и у нас выделяется слюна, когда школьники встают при входе учителя, когда люди просыпаются в назначенное время, когда отравившись определенным видом испорченной пищи, мы долго не можем ее принимать — все это условные рефлексы. Более того, человеческая речь, имеющая важнейшее значение в жизни, также развивается на основе условных рефлексов. Ребенку, который учится говорить, показывают предмет и произносят: «это часы, это очки, это мех».
После нескольких сочетаний вид данного предмета вызывает рефлекторно его словесное обозначение и наоборот, словесный раздражитель вызывает зрительное или иное представление о данном предмете.
Обобщая сказанное, можно считать, что в основе условных рефлексов лежит временная связь между двумя или несколькими очагами возбуждения в мозгу. Эта временная связь или передача возбуждения из одной нервной клетки в другую может быть односторонней или двухсторонней, как в нашем примере словесных ассоциаций, когда вид стола вызывает его словесное обозначение и наоборот. В этом примере демонстрируется связь зрительных и слухоречевых клеток.
Поскольку мы коснулись речи, уместно попутно сказать про павловское учение о сигнальных системах.
«Очерки о здоровой и больной психике»,
Н.В. Канторович