Этому сложному процессу мешает любое неправильное движение или напряжение в любом звене. Так, к примеру, перенапряжение лицевых мышц мешает правильному функционированию челюстей, губ, языка, в результате чего страдает функция всей мышечной системы звукового аппарата вплоть до голосовых связок. Аналогичный вред процессу звукообразования может нанести также неправильное функционирование дыхательных мышц.
Как обеспечить оптимальную синхронность движения всех мышц, участвующих в образовании звука?
С помощью более или менее произвольного воздействия указанных мышц друг на друга. Этого можно достичь при выполнении следующих требований.
-
Звук должен возникать в куполе носоглотки выше нёба, на уровне глаз позади корня языка.
-
Звук должен образовываться с минимальным расходом воздуха и минимальным напряжением.
-
Звук должен распространяться вверх и (особенно важно!) в сторону нёба и корня языка.
-
В распространении звука одновременно должна принимать участие и грудная клетка.
-
Фиксируемое ухом звуковое колебание следует как можно точнее оформить с помощью органов речи в требуемый звук.
-
Не следует преднамеренно напрягать лицо, шею, челюсти и губы. Напротив, они должны быть расслаблены, насколько это возможно.
-
Во время разговора и пения звук следует удерживать описанным выше способом так, чтобы не прерывалось его звучание. Эта цельность звучания не должна нарушаться даже при минимальном модулировании, а при переходе к паузе она даже должна усиливаться. Co временем надо научиться ощущать описанную целостность звука в куполе носоглотки, избегая при этом чрезмерного напряжения.
-
Перед началом звукообразования следует вдохнуть и увеличить объем талии, стараясь сохранить это расширение на все время звучания.
Для надежности можно несколько напрячь грудную клетку, представив себе, что звук распространяется по всему телу.
На протяжении всего периода звукообразования грудная клетка остается расширенной в своей верхней части, в то время как талия, будучи напряженной, медленно сужается.
Позвоночник остается прямым, без изменения. Он принимает участие в напряжении автоматически.
Что следует, помнить при относительно широком открывании рта?
Такое открывание необходимо, например, для произнесения гласных «а», «о», «у». При этом происходит незначительный подъем верхней челюсти, который сопряжен с одновременным также незначительным подъемом головы. Это же движение производится и при произнесении очень высоких звуков.
Источник: Л.Смирнова "1000+1 совет о дыхании"